Айя-София, или собор Святой Софии в Стамбуле, – известный памятник зодчества времен Византии и символ ее расцвета. Почти тысячу лет Айя-София считалась самым большим зданием в мире. Она располагается на месте древнего акрополя, на холме, с которого началась история Стамбула (Византия, Константинополя, Царьграда).
Строительство храма началось в 324 году при Константине в ознаменование его единовластия над Римской империей, и продлилось 13 лет. В результате противостояния приверженцев разных трактовок учения о Христе, храм переходил из рук в руки. С 360 по 380 годы зданием Святой Софии владели ариане, одно из направлений христианства, вплоть до созыва Феодосием І собора епископов в Константинополе, где было осуждено арианство. Император самолично ввел в собор нового настоятеля - Григория Богослова.
Храм благополучно функционировал до 404 года, когда во время массовых беспорядков сгорел. Восстановленный собор простоял около 10 лет и был снова разрушен пожаром. По указу императора Феодосия ІІ в 415 году на его месте была построена базилика. Во время народного восстания против правления Юстиниана I в 532 году базилика была сожжена. О храмах, предшествующих Айя-Софии, можно составить представление только по руинам, обнаруженным во время раскопок.
Через сорок дней после пожара император Юстиниан приказал возвести новый храм. Для расширения территории комплекса были выкуплены и расчищены от построек близлежащие участки. Каждый день на стройке было задействовано около 10 тыс. рабочих под руководством лучших зодчих того времени. Для строительства привозили лучшие строительные материалы, из древних храмов Рима и Эфеса отправлены колонны из порфира и мрамора.
В отделке храма использовалось серебро и золото: известен рассказ паломника - архиепископа Новгородского - об алтарном кресте «в два роста человека» из золота, лампадах и прочей драгоценной атрибутике. Богатство храма поражало воображение, рождало легенды об участии ангелов и Богородицы в его строительстве. Еще бы – на постройку собора были израсходованы доходы Византийской империи за три года. Наконец, в 537 году, после освящения патриархом Константинополя Миной, храм был торжественно открыт. Однако многострадальный собор снова был частично разрушен, на этот раз землетрясениями. Для его поддержки были установлены столбы, купол был возведен новый.
Софийский собор известен знаменательным событием - вручением в июле 1054 года отлучительной грамоты от Папы Римского патриарху Константинополя Михаилу, что считается началом разделения Церкви на католическую и православную.
Последнее христианское богослужение проходило в храме в ночь с 28 на 29 мая 1453 года. Прямо во время литургии собор был захвачен турками, все прихожане внутри были убиты, драгоценное убранство разграблено. Султан Мехмед 30 мая того же года вошел в Айя-Софию уже как в мечеть. К нему были пристроены четыре минарета, мозаики и фрески на стенах затерты штукатуркой. В середине 16-го века к зданию пристроили контрфорсы, утяжелившие внешний вид, но спасшие его от разрушения. Реставрация мечети была проведена в 1847-1849 гг, чтобы уберечь здание от обвала.
Первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк присвоил мечети Айя-София статус музея. Настенные росписи и мозаики были очищены от слоев штукатурки, в 1936 году при раскопках обнаружены остатки первоначальных базилик времен Константина и Феодосия.
С 2006 года в музее было разрешено проводить мусульманские обряды сотрудникам комплекса в специально отведенном помещении. Но период в 90 лет, когда собор сохранял нейтральный статус музея, внезапно закончился, и с лета 2020 года великая Айя-София вновь стала мечетью.
Здание Айя-Софии представляет собой купольную базилику, украшенную полукруглыми нишами и галереями с колоннами. Часть резных каменных украшений выполнена из красного египетского порфира. Поддерживающие галереи колонны и стены под куполом сделаны из зеленого античного мрамора, а колонны верхних галерей и стены апсид - из тессалийского мрамора. В западной галерее можно увидеть большой круг из зеленого мрамора – это место трона императрицы.
Под арками южной галереи и в нартексе сохранились уникальные золотые мозаики VI века. Если дать волю воображению, то можно представить, как выглядел храм в мерцающем свете свечей, отражающемся на золотых мозаиках.
В апсиде можно увидеть тронное изображение Девы Марии с Младенцем Иисусом на коленях. По сторонам от Богородицы были изображены два архангела, но сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.
Более поздние мозаики (VII-X веков) с изображением фигур можно увидеть в нартексе, нефе, верхней галерее. Особо примечательны следующие:
Отдельными достопримечательностями считаются «холодное окно», откуда даже в жару веет прохладный ветерок; покрытая медью «плачущая колонна», из которой сочилась исцеляющая влага; «рунические надписи», оставленные варягами, служившими императору.
От мечети сохранился михраб, минбар, ложа султана и надписи арабской вязью.