Военно-морской музей

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Военно-морской музей Фото: Военно-морской музей

Фото и описание

Исторический военно-морской музей в Балаклаве открылся в 2003 году, через десять лет после официального закрытия секретного подземного укрытия для подводных лодок, официально обозначавшегося в документах как «объект 825 ГТС». Буквы «ГТС» в названии расшифровывались как «гидротехническое сооружение». Кроме базы подлодок, комплекс включал также и ремонтный завод.

Это одна из самых интересных достопримечательностей для тех, кто интересуется современное историей и военным делом. Его часто называют «музеем холодной войны», ведь экспозиции рассказывают ровно о временах гонки вооружений и постоянного страха перед ядерными бомбардировками. Другое название музея – Музей подводных лодок.

История комплекса

«Объект 825» в Балаклаве был спроектирован ещё при Сталине. Его проект, предназначенный для укрытия подводных сил Черноморского флота на случай ядерной войны, был представлен вождю СССР в 1953 году и лично им завизирован. Строительство секретного сооружения началось в декабре того же года. Для полной секретности, планы строителям выдавались поэтапно, только после завершения предыдущей части работ. После завершения стройки всю секретную документацию изъяли.

Въезд на территорию этой стройки с 1957 года разрешался только по специальным пропускам. К 1961-му году подземный ремонтный завод для подлодок был построен. Через два года начали строить Арсенал, который должен был стать технической базой, готовившей боеприпасы (в том числе ядерные) как для подводных лодок Черноморского флота, так и для надводных кораблей.

Арсенал получил своё отдельное наименование. Он назывался «объект 820 РТБ ВМФ СССР». РТБ означает «ремонтно-техническая база». В официальных документах министерства обороны база проходила как «воинская часть 90989». В 1959 году для укомплектования этой базы сюда прибыли около тридцати офицеров с северного флотского полигона «Новая Земля». Вместе с ними прибыл и первый командир базы, капитан первого ранга Н. И. Недовесов. Всем производством на базе заведовал первый заместитель командира, главный инженер в/ч. Первым главным инженером Балаклавской РТБ стал А. Е. Дорохов.

Хранилище атомных боеприпасов

Весь персонал базы давал подписку о неразглашении государственной тайны. Первые ядерные заряды поместили в хранилище Арсенала уже в 1959 году. Это были боеголовки для ракет П-35, состоявших на вооружении ракетных крейсеров Черноморского флота. После того, как подземные сооружения были достроены, личный состав базы стал жить в военном городке на западном берегу. Ядерные заряды доставлялись по железной дороге, через понтонный мост в бухту. В целях соблюдения секретности, по обеим сторонам дорогу закрыли пятиметровыми щитами. Кроме зарядов для корабельного оружия, в Арсенале хранили также заряды к береговым комплексам и ракетному вооружению подводных лодок.

На случай войны, в самом городе Балаклаве, на улице Строительная, разместилась воинская часть 20553 – «Подвижная ремонтно-техническая автомобильная база». Её задачей было рассредоточение ядерных зарядов на полевых позициях. Эта в/ч была создана в 1961 году. Тогда же провели первые учения для отработки перемещения атомных боеприпасов в случае угрозы войны. Две недели личный состав тренировался перемещать ядерное оружие из Арсенала в поле и выдавать его на корабли и в береговые части Черноморского флота. В том числе и на подводные лодки, одна из которых специально для этих учений прибыла в район посёлка Черноморское. Для обычных, не ракетных, подводных лодок, в Арсенале хранились ядерные заряды к торпедам.

Всего на базе хранились ядерные боеприпасы шести видов. За их хранение отвечала специальная группа военных. Боеприпасы хранились в двух залах. В большом помещались заряды для торпед, каждый в отдельном контейнере. Во втором – для крылатых ракет и противолодочных ракето-торпед. Они подвергались регулярным проверкам каждый два года. Все операции проводились согласно специальной инструкции в строгой последовательности, проверка одного изделия занимала около семи часов. Работы осуществлялись под тройным контролем: ответственного руководителя, контролирующего и начальника расчёта. Все техники при этом были одеты в куртку и брюки x/б, а подошвы их обуви прошиты металлическими нитками для снятия статического электричества. Весь инструмент хромировался, для исключения попадания на специзделия частиц металла. В хранилище поддерживался специальный температурный режим.

Этот Арсенал был одним из трёх морских баз хранения спецбоеприпасов Черноморского флота СССР. После распада Советского Союза, в/ч-90989 была расформирована, а атомные боеприпасы отправлены на заводы-изготовители.

Укрытие подлодок и ремонтный завод

Выбор места для тайной подземной базы подводных лодок был обусловлен соображениями маскировки – со стороны моря вход в бухту не виден, город Балаклава также скрыт за горным рельефом местности. К тому же, с западного берега были удобные подъездные пути, а скалы над будущим сооружением обеспечивали необходимую защиту от ядерного взрыва. Поэтому именно здесь строили первый экспериментальный подземный комплекс такого рода.

Проект сооружения был разработан в Ленинграде, проектным институтом «Гранит». Для первого этапа работ, был выделен горно-строительный отряд Черноморского флота. Работы велись круглосуточно в три смены. В скальном грунте делались шурфы под взрывчатку, после взрыва грунт и щебень вывозили, ставили опалубку, а в пространство между ней и тоннелем заливали бетон. Сперва его подавали лопатами вручную. Потом, в 1956 году, стали закачивать сжатым воздухом. Всего за всё строительство было извлечено 200 тыс. кубометров скального грунта. Таким образом построили шестисотметровый канал и стометровый сухой док для подлодок. В 1961-м году строительство завершилось.

Здесь было укрытие для подлодок, судоремонтный цех, отдельный цех по подготовке торпед, и огромное топливное хранилище на 9000 тонн. Комплекс строился так, чтоб выдержать любой ядерный взрыв. Подводные шлюзы герметично перекрывались, в случае войны в комплексе штатно укрывалось до тысячи человек персонала. Вход и выход в подземный канал закрывались специальными затворами из стальных и железобетонных плит. Кроме того, со стороны бухты вход перекрыт понтонным мостом. Лодки заходили в укрытие только в тёмное время суток, для обеспечения секретности. Вход в подземный завод закрывался маскировочной сетью, а для маскировки с воздуха был поставлен бетонный навес, с муляжами домов и деревьев. Убежище рассчитывалось на месяц автономного функционирования, в нём могли укрываться 7-9 подлодок.

Музей сейчас

Сейчас комплекс официально называется Военно-историческим музеем фортификационных сооружений, но большинство называет его проще – Музей подводных лодок. В ту его часть, которая была когда-то закрытым «Объектом 825» можно попасть только с экскурсией, поскольку она по-прежнему остается режимной. Там продолжает поддерживаться специальная температура: 15-16 градусов тепла и высокая влажность, это нужно учитывать при посещении. Совсем маленькие дети туда не допускаются.

Музей предлагает два маршрута экскурсий – попроще и посложнее, длинной более километра. Они включают в себя осмотр подземного канала для подводных лодок и помещений ядерного хранилища. Экспозиция и многочисленные стенды рассказывают о самой истории этого места. Отдельный зал занимает выставка советского плаката, посвященного атомному оружию. Конечно, самое интересное – выставка оружия, когда-то хранившегося в Арсенале. Подводных лодок здесь нет, но некоторое оборудование, снятое с них, можно увидеть, а сам канал для них по-прежнему наполнен водой, и можно увидеть плавающих по нему рыб. «Длинная» экскурсия проходит как раз по краю изогнутого забетонированного канала и по длинным коридорам комплекса, «короткая» включает в себя только основную экспозицию.

Михайловская батарея

В музейный комплекс входит еще один интересный объект. Это здание форта, построенное в 1846 году. Михайловская батарея когда-то защищала город с севера, как со стороны суши, так и бухту. Она представляет собой отдельную маленькую крепость. Ее стены почти двухметровой толщины – поэтому внутри сохранившихся казематов всегда холодно. Изначально у батареи было две башни, но до наших дней сохранилась только одна. Крепость участвовала в защите Севастополя в 1854-55 годах, а потом во время Великой Отечественной войны. Затем, когда она потеряла стратегическое значение, здание долго использовалось под шкиперские склады, а к концу XX века оказалось заброшенным и начало разрушаться.

В 2010 году оно было восстановлено с помощью благотворителей, потомков рода Шереметевых. Сейчас здесь воспроизведена изначальная обстановка казематов, восстановлены голландские печи, на своих местах расставлены орудия. Экспозиция «Музей Шереметевых» рассказывает об истории Михайловской батареи за сто лет: с 1846 года до 1945 г. Здесь собрана богатая коллекция оружия, наград, военной формы и разных других материалов, посвященных истории русской армии.

На заметку

  • Местоположение: г. Севастополь, Балаклавский р-н, Таврическая набережная, 22.
  • Как добраться: от автовокзала и железнодорожного вокзала троллейбусами № 17 и 20, маршрутными такси № 17, 20А и 26 до конечной остановки «5-й километр». От остановки «5-й километр» до Балаклавы автобусами № 9, 94, 98 и 99.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/820
  • Время работы: среда - воскресенье с 10:00 до 17:00. Понедельник и вторник – выходные.
  • Стоимость билетов: взрослые – 300 руб., школьники – 100 р. Дети до 5 лет не допускаются. Фотосъемка бесплатная.

Описание дополнено:

Алексей 17.06.2017
"В 1853 году этот проект был лично рассмотрен Иосифом Сталиным, который собственноручно завизировал его."
Не в 1853 а в 1953г. - ошибка чисто машинально-механическая.
Очень информативный и познавательный сайт, спасибо разрабам. Собираемся завтра в Крым, вот штудирую достопримечательности. Н
Показать весь текст




Фотографии





Карта

Расположение объекта Военно-морской музей на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.





Военно-морской музей: что рядом?

Военно-морской музей находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.


Теги








Интересное


Что почитать
Открыть все