Дом-музей М.Волошина

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Дом-музей М.Волошина Фото: Дом-музей М.Волошина

Фото и описание

Знаменитый дом М. Волошина в Коктебеле – культовое место, куда приезжали все известные представители литературы Серебряного века. Здесь бывали Марина Цветаева, Николай Гумилев, Андрей Белый, Максим Горький…

Максимилиан Волошин

Жизнь поэта, публициста и художника Максимилиана Волошина была тесно связана с Крымом. Родился он в Киеве в 1877 году, но учился уже в Феодосийской гимназии. Потом поступил в Московский университет на юридический, но не доучился и уехал в Париж. В эти годы он много путешествует, считая, что земля – это очень маленькая планета и нужно успеть побывать везде. Впрочем, страсть к путешествиям – пешим, с посохом, по разным не самым известным, но очень интересным местам – осталась с ним навсегда.

С начала XX века он начинает публиковать стихи – и входит как свой в среду поэтов-символистов. Входит не только как поэт, но и как художественный критик. Первый его поэтический сборник напечатан в 1910 году, а в 1914 году вышла самая знаменитая его книга «Лики творчества», сборник публицистических статей.

Живет он довольно бурно. Переживает огромную любовь и трагическое расставание с экзальтированной художницей Маргаритой Сабашниковой. Придумывает вместе с Е. Дмитриевой поэтессу Черубину де Габриак, а потом в 1909 году устраивает из-за нее дуэль на Черной речке с Николаем Гумилевым. Непрерывно что-то рисует – наброски, пейзажи, карикатуры. Не только рисует сам, но и пишет статьи и книги о художниках, следит за модными тенденциями в живописи. Например, именно он, один из первых в России, начинает интересоваться французскими импрессионистами. Волошин в эти годы увлекается антропософией Р. Штайнера и навещает его в Германии.

М. Волошин категорически не принимает Первую мировую войну. Не испытывает никакого патриотического настроя – война ужасна, и он отказывается участвовать в этой «кровавой бойне». Впрочем, в армию его и не берут по причине здоровья.

Насилия Максимилиан Волошин не принимает даже в самых знаменитых произведениях искусства. После известного покушения на картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», Волошин заявил, что художник переступил допустимую грань насилия, и сам спровоцировал это.
Во время революции он также предпочитает позицию «над схваткой», насколько это вообще возможно в его положении.

Волошин в Коктебеле

Несмотря на то, что большая часть его деятельности и интересов связана со столичными литературными кругами – он периодически возвращается в Коктебель. Крым представляется ему символической древней «Киммерией» - так эти области когда-то называли античные греки. Он пишет стихотворный цикл «Киммерийские сумерки», много рисует – и с его именем в первую очередь связана «Киммерийская школа» живописи. Это художники-романтики, последовали мариниста И. Айвазовского. Они создавали в своих произведениях таинственный, яркий и эмоциональный образ крымской природы. Волошин рисует крымские акварели и подписывает свои пейзажи поэтическими строками. Сам он потом признается, что именно крымская природа стала для него лучшим учителем живописи.

С 1903 года они с матерью начинают строить в Коктебеле свой дом. Мать Волошина была женщиной сильной и суровой, но они всегда сохраняли близость и жили вместе. Строительство продолжается почти 10 лет: там уже живут, но все время что-то переделывают и добавляют. Планировка дома изначально рассчитана на то, что тут будет множество гостей: из 22 комнат 15 – это небольшие гостевые. Гости размещались на первом этаже, а сам хозяин занимал второй.

Дом Волошина в Коктебеле становится своеобразной «литературной коммуной», куда приезжают его друзья литераторы и художники. Они веселятся, устраивают литературные игры, розыгрыши, спектакли, всячески дурачатся. Волошин – высокий, бородатый и с виду солидный – с удовольствием предводительствует всей это толпой. Но при этом он не отрывается от земли: умеет и столярничать, и ухаживать за огородом, и заниматься фотографией.

Революционные годы Волошин проводит на юге. Белые не могут понять в нем отсутствия ненависти к большевикам, большевики - отсутствия ненависти к белым. В революционном Крыму, через который прокатываются волны смуты, он старается помочь всем, кто просит его помощи, но сам уезжать из России, как многие его друзья и знакомые, отказывается. В начале 20-ых годов он занимается сохранением исторических ценностей Крыма. Многие современные музейные коллекции – это ровно те ценности, которые он спасал из разоряемых усадеб и дворцов.

С 1924 года он превращает свой дом в «Дом творчества» - по сути ничего не меняя. Сюда по-прежнему приезжают художники и литераторы к гостеприимному хозяину. Волошины приятельствуют с А. Грином, который живет неподалеку в Феодосии. До сих пор достопримечательностью является «гриновская» тропа через горы, по которой они ходили друг к другу. Сюда приезжают литераторы уже следующего, младшего поколения – Михаил Булгаков, Всеволод Рождественский и другие. В 1925 году всего здесь побывало почти 400 человек.

Однако, это не идиллия. Волошину периодически приходится доказывать, что он не берет денег с приезжающих к нему (потому что подобную коммерческую деятельность советское государство не приемлет). Его не печатают. Местные власти чинят всяческие препятствия. В 1929 году поэт переносит инсульт. Умирает в 1932 году в глубокой депрессии: новой советской России ни он, ни его начинания оказываются не нужны.

Музей Волошина

Музей официально открыт в 1984 году. Фактически он обязан своему существованию вдове поэта – Марии Степановне (Заблоцкой). Познакомились они с поэтом в Феодосии в 1919 году. Она была фельдшером, а он больным.

Мария Степановна сумела сохранить дом и мемориальные вещи. В 30-ые годы произведения Волошина не просто не печатают – его стихи прямо запрещены. Для власти категорически не приемлема его позиция, которую он выражал во время революции. За хранение его стихов в эти годы вполне можно получить срок. Например, в 1936 году была арестована поэтесса Н. Ануфриева. Она прожила юность в Крыму, была знакома с М. Волошиным, и теперь за хранение его стихов ей дали 8 лет лагерей.

Однако вдова продолжает жить в его доме, сохраняет его во время оккупации, прячет в подвале от бомбежек книги и картины. Дом творчества в Коктебеле (теперь город называется «Планерское», а Дом творчества принадлежит Литфонду) тоже существует, но для него строятся новые современные корпуса. Здесь по-прежнему собирается творческая интеллигенция. Среди завсегдатаев Планерского – Василий Аксенов, Евгений Евтушенко, Юлия Друнина, Мариэтта Шагинян и другие.

С 1970-ых годов наследие Волошина постепенно начинает возвращаться к читателям. В Коктебеле поселился Владимир Петрович Купченко – второй человек, которому мы обязаны существованием музея. Он работал сторожем при Доме творчества, общался со Марией Степановной. В девяностые годы именно он издает первую биографию Волошина, а также множество документов о нем – воспоминания, переписку. В. Купченко готовит первое полноценное собрание сочинений Волошина.

Сейчас в музее можно увидеть мемориальные комнаты М. Волошина, нетронутые с начала XX века. Здесь хранится огромная библиотека с автографами практически всех известных людей того времени.

Коллекция живописи серебряного века в этом музее – одна из самых обширных. Здесь представлены работы самого Волошина и его многочисленных друзей. Есть произведения А. Бенуа, К. Петрова-Водкина, А. Лентулова, И. Эренбурга и многих других. Также в коллекции есть собрание японской гравюры, оставшееся еще от самого хозяин дома.

Один из самых известных экспонатов – это «Царица Таиах». Однажды в Париже М. Волошин увидел слепок с древнеегипетской скульптуры – и она поразила его в самое сердце своей красотой и сходством с его тогдашней женой Маргаритой Сабашниковой. Он заказал слепок с этого портрета в Коктебель (а другой слепок заказал профессор Цветаева, отец поэтессы Марины Цветаевой для своего музея, сейчас там слепок и находится). Художник расположил скульптуру в своей мастерской так, чтобы на нее летними ночами падал лунный свет, посвящал ей стихи… Имя «Таиах» он придумал сам – никой древнеегипетской царицы или богини не существует. На самом деле египетскую царицу звали Мутноджемет. Но она стала для него образом его трагической любви, а «каюта Таиах», мастерская – местом творческого вдохновения.

Здесь хранятся многочисленные украшения: раковины, статуэтки, «габриаки» - сухие корни разной экзотической формы, которые и дали когда-то творческий псевдоним Черубине де Габриак.

Музей проводит выставки, регулярные Волошинские чтения, продолжает издавать материалы из своих коллекций.

Интересные факты

В раннем детстве М. Волошин встретил в Москве художника Сурикова. Он гулял с няней и увидел человека, рисующего с мольберта зимний московский пейзаж. Это так поразило мальчика, что именно с этого момента он заинтересовался живописью и решил стать художником. Впоследствии он написал книгу о Сурикове.

В 1917 году в столице бородатого Макса Волошина рабочие принимали за Карла Маркса.

Многие говорили, что Волошин умел руками снимать боль, а однажды, щелкнув пальцами, зажег занавеску.

На заметку

  • Местоположение: пгт. Коктебель, ул. Морская, 43.
  • Как добраться: дом расположен на самой набережной, так что добраться можно либо пешком от автостанции «Пгт Коктебель» либо на катере от Феодосии.
  • Официальный сайт: http://киммерия-волошина.рф/muzei-zapovednika/dom-muzej-m-voloshina/
  • Время работы: в летнее время с 10:00 до 18:00, в зимнее с 10:00 до 16:00.
  • Стоимость билетов: взрослый 170 руб., льготный 110 руб.




Фотографии





Карта

Расположение объекта Дом-музей М.Волошина на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.





Дом-музей М.Волошина: что рядом?

Дом-музей М.Волошина находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.


Теги








Интересное


Что почитать
Открыть все