Успенский пещерный монастырь

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Успенский пещерный монастырь Фото: Успенский пещерный монастырь

Фото и описание

Живописный пещерный монастырь, который многие называют «Крымским Афоном» находится в ущелье недалеко от Бахчисарая. Это одна из главных святынь полуострова, благодатное и удивительно красивое место.

История монастыря

Точной даты основания монастыря никто не знает. Он находится в скальной местности, в ущелье Мариам-Дере. В этих скалах из мягкого известняка люди жили издавна. Здесь есть и пещерные города – Бакла и Чуфут-Кале, и монастыри. Предание связывает появление первых храмов в этих местах с тем, что сюда бежали иконопочитатели из Византии.

В VIII-IX веках в Византии возникло движение иконоборчества, которое периодически поддерживалось самими императорами. Так, в VIII веке указом императора Льва Исавра было прямо запрещено почитать иконы. Священные для многих изображения уничтожались, изымались и портились. Почитатели икон бежали от преследований в глухие места – например, в крымские горы, на далекую северную окраину империи. Во всяком случае, первая пещерная церковь монастыря появилась именно тогда. Но со временем место оказалось заброшено. Монастырь, известный нам из исторических источников, появился здесь уже в XV веке.

Предания связывают основание монастыря с чудесным обретением иконы. Проходящий мимо пастух увидел высоко на скале икону Богородицы и снял ее оттуда, но икона таинственным образом вернулась на свое место. Тогда стало понятно, что там находится храм, и Бог хочет, чтобы был основан монастырь.

По другой – более сказочной – легенде, в горах поселился страшный змей, который пожирал людей. Окрестное население взмолилось к Богородице о помощи – и вскоре помощь пришла. Люди обнаружили в горах пещеру, в ней мертвое чудовище, и икону Одигитрии.

Так или иначе, монастырь, находящийся неподалеку от новой столицы Крымского ханства, Бахчисарая, стал главным монастырем для христиан, оказавшихся в мусульманском окружении и подвергающимся различным притеснениям. Впрочем, пока ханство оставалась независимым, к христианам здесь относились неплохо, а вот после того, как ханство попало под протекторат Османской империи, их жизнь значительно ухудшилась. Во всем Крыму оставалось всего четыре монастыря – Свято-Успенский стал одним из них.

Игнатий Мариупольский

Самая яркая страница истории монастыря в XVIII веке – это пребывание в нем митрополита Игнатия, который сейчас канонизирован как святитель Игнатий Мариупольский. Грек по происхождению, очень образованный и нравственный человек, он был назначен сюда митрополитом в 1771 году. Приехав в Крым, святитель увидел многочисленные притеснения христианского населения: непосильные налоги, бесправность и унижения. Время его правления пришлось на период русско-турецкой войны. На территории Крыма велись военные действия, у Перекопа, у Керчи происходили сражения. В 1774 году был наконец заключен мир. По нему Крымское ханство получало независимость как от Османской Империи, так и от России. Ханом стал русский ставленник Шахин-Гирей, но христианскому населению это не помогло. Хан отличался жестокостью, и против него немедленно начались восстания. Страна погружалась в смуту.

Тогда святитель обратился за помощью к России. Он просил императрицу Екатерину II помочь крымским христианам переселиться на новые земли и принять российское подданство. Императрица согласилась оказать помощь. На «исход» были выделены немалые средства, переселенцам обещались земли в южных губерниях и освобождение от налогов и рекрутской повинности на десять лет.

Митрополит и его люди втайне начали оповещать христиан о готовящемся переселении. А на Пасху 1778 года после богослужения в пещерной Успенской церкви он официально объявил о его начале. От хана откупились богатыми подарками, и тот сам выделил охрану для уходивших. Всего из Крыма ушло более тридцати тысяч человек – в основном это были греческие и армянские христиане.

Именно они основали город Мариуполь. Митрополит захватил с собой туда главную святыню монастыря – икону Одигитрии. До революции она хранилась в Харлампиевском соборе, а потом была утрачена. Сам Игнатий умер в 1786 году, а в 1997 был официально канонизирован Православной церковью. Сейчас в Успенском монастыре есть его иконы.

Монастырь в XIX веке

Но на этом история этого места не закончилась. В Крыму оставалось немало христиан: кто-то не смог бросить свои дома и земли, кто-то надеялся на скорое воссоединение с Россией. Сам монастырь действовать перестал, но Успенский храм остался действующим, и превратился просто в приходскую церковь. Долгое время она была единственной церковью на довольно большую территорию. После перехода Крыма к России здесь снова оказалось множество православных христиан, только теперь это были не местные греки, а русские солдаты окрестных гарнизонов.

Храм начал получать богатые пожертвования. Глава бахчисарайского гарнизона полковник Тотович помог обновить иконостас и пожертвовал икону Успения Богородицы – она стала храмовой. Правитель Таврической области Василий Каховский на свои деньги сделал новые царские врата. В 1818 году во время своей поездки по полуострову сюда приезжал император Александр I и тоже сделал богатое пожертвование. Второй раз он совершил паломничество по крымским монастырям перед самой своей смертью в 1825 году. В 1837 году приезжал наследник престола – будущий император Александр II.

В середине века произошло и возрождение самого монастыря. В 1850 году после торжественного многолюдного богослужения было объявлено о восстановлении Успенского скита.

Во время Крымской войны здесь разместился госпиталь. Сюда привозили солдат и офицеров из осажденного Севастополя. Тех, кого не удавалось спасти, хоронили на монастырском кладбище. В 1875 году рядом с этим некрополем была построена небольшая церковь, посвященная покровителю воинов – св. Георгию. Средства на ее строительство выделил генерал Г. И. Перовский.

В 1896 году появилась церковь св. Иннокентия Иркутского. Ее построили в честь святого покровителя другого Иннокентия – Херсонского и Таврического архиепископа, знаменитого проповедника Иннокентия (Борисова). Он был канонизирован уже в XX веке одновременно с Игнатием Мариупольским.

Монастырь рос и развивался. В конце XX века здесь было пять церквей, трапезная, колокольня, дом настоятеля и две гостиницы. Монахи жили в пещерных кельях, вырубленных в скале. В скале же был вырублен водопровод, вода в который поступала из подземных источников: в монастыре под скалой был даже свой фонтан. Сюда неоднократно приезжала царская семья, последний раз Николай II был здесь в 1913 году.

Через четыре года после революции, в 1921 году, монастырь был закрыт, а все ценности изъяты. Часть была уничтожена, часть попала в Бахчисарайский музей. На этом месте образовалась трудовая колония. Большую часть построек разобрали, сохранились только пещерные кельи, Успенский храм и трапезная.

В период Великой Отечественной войны здесь опять был госпиталь, а в послевоенные годы разместился психоневрологический диспансер.

В наше время

Возрождение древней обители началось в 1992 г. Монастырю была возвращена часть территории, восстановлены хозяйственные постройки, а главное – пещерные храмы.

Многие сейчас называют это место «Крымской Лаврой» или даже «Крымским Афоном», то есть главным монастырём полуострова. Сейчас здесь три храма – Свято-Успенский, св. Константина и Елены и св. ап. Марка. Место, где когда-то явилась икона Одигитрии, отмечено балконом, с которого открывается прекрасный вид на окрестности. Украшением монастыря стали изображения, высеченные прямо в скале – например, вход в Успенскую церковь отмечает огромная фигура серафима с шестью крыльями. Иконостас в ней тоже выполнен из белого резного камня. Удивительно, но несмотря на то, что церковь находится в пещере – она наполнена ярким светом, проходящим от высокого балкона. В отдельной нише хранится почитаемая икона – список с той самой, явившейся тут в XV веке.

Праздничные богослужения совершают в Успенском храме, а для повседневных спускаются в еще один храм, посвященный евангелисту Марку. Он уже по-настоящему «пещерный» – окон в нем нет.

Монахи теперь живут не в пещерах – внизу под скалой построены новые братские корпуса, а также гостиница. Гостиница небольшая, так что большие группы паломников часто размещают на ночевку прямо в храмах.

Над источником восставлена часовенка с иконой Богородицы «Живоносный источник».

Это действующий монастырь, так что при посещении следует учитывать некоторые ограничения. Здесь просят не пользоваться сотовыми телефонами и не фотографировать, не допускается короткая и открытая летняя одежда, женщины должны быть с покрытой головой. Экскурсии здесь проводятся силами самих монахов.

Проход к ряду мусульманских святынь на территории Чуфут-Кале (медресе Зынджырлы и мусульманское кладбище) возможен только через Свято-Успенский монастырь. В середине 2000-х годов сложилась критическая ситуация, связанная с недовольством местного исламского населения деятельностью православного монастыря. Было совершено даже несколько нападений на монастырь и его пришлось брать под охрану. Тогда настоятель предложил для мусульман за счет монастыря соорудить специальные ворота с исламской символикой. Впрочем, и сейчас конфликт между монастырем и крымско-татарской общиной до конца не исчерпан.

В монастыре иногда проходят службы не только на церковно-славянском, но и на крымско-татарском языке.

На заметку

  • Местоположение: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, д.1.
  • Как добраться: Авт. №2 от жд. ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье».
  • Официальный сайт: http://lavra-crimea.ru
  • Вход свободный.




Фотографии





Карта

Расположение объекта Успенский пещерный монастырь на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.





Успенский пещерный монастырь: что рядом?

Успенский пещерный монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.


Теги








Интересное


Что почитать
Открыть все