Чуфут-Кале

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Чуфут-Кале Фото: Чуфут-Кале

Фото и описание

Чуфут-Кале – самый обширный и интересный из крымских пещерных городов. Когда-то здесь находилась столица Крымского ханства, потом жили представители самого загадочного народа Крыма – караимы. Здесь можно увидеть остатки средневековой крепости, мусульманских и караимских храмов, городской застройки и многочисленные пещерные сооружения, вырубленные в скале.

Предыстория

Укрепленные города в этих местах начали возникать в IV-V веках. Пришедшие сюда в предыдущее годы племена аланов и готов, смешавшись, образовали свою культуру. Они предпочитали жить не на побережье, а в горах и строили пещерные крепости, используя естественные особенности крымских известняковых гор.

Крепость, которую сейчас называют Чуфут-Кале, строилась пришедшими сюда византийцами на месте бывшей аланской. Она стала частью большой системы горных укреплений, которые защищали самые северные границы Византийской империи. Как назывался тогда город, мы не знаем. По некоторым версиям, здесь находился загадочный город Фуллы – резиденция крымского епископа. Есть многочисленные его упоминания, но никто не знает, где он находился. Всего существует 15 версий местонахождения. Одни ученые называют расположенный неподалеку самый северный византийский пещерный город – Баклу. Но по другим версиям Фуллы находился именно здесь. Эта крепость была больше и гораздо серьёзней защищена от нападения.

Первое историческое название крепости – Кырк-Ер – принадлежит половцам. Половцы, или кыпчаки, пришли сюда в XI веке, и именно их язык лежит в основе современного крымско-татарского. Крепость принадлежала половцам недолго. В середине XIII века сюда пришла Золотая Орда. Земли официально теперь принадлежали Джучи-хану, старшему сыну Чингисхана и его потомству. Впрочем, формально Крымское ханство было независимым, просто обязано было выплачивать в Орду немалую дань. Местное население предпринимало попытки освободится, восставало, а ордынцы совершали сюда многочисленные разорительные набеги. Самый страшный из них произошёл в 1299 году, когда в Крым ворвались войска хана Ногая. Тот отправил в Крым для сбора дани своего внука, но внук был убит. В ответ Ногай почти полностью разорил Крым, и многие города и крепости после этого просто перестали существовать.

Столица ханства и тюрьма

Крепость Кырк-Ер не просто сохранилась. Это была самая сильная крепость этих мест, и именно она стала новой столицей Крымского ханства. Расцвет крепости в это время связывают с именем Хаджи Первого, основателя династии Гираев (или Гиреев, как было принято называть их в России). Он был далеким потомком Чингисхана, но родился в Литве – его отец бежал в туда в разгар очередной крымской смуты. Хаджи Гирай заручился поддержкой литовского князя Витовта и в 1428 году захватил власть, основав свое государство, независимое от Орды. Борьба за власть длилась почти 20 лет: боясь обострить отношения с Золотой Ордой литовские князья то оказывали Крыму поддержку, то отзывали его. Несколько лет Хаджи Гирей даже провел в Вильно (ныне Вильнюс) в качестве почетного гостя, а фактически – пленника-заложника. Но в 1441 году литовский князь официально утвердил его крымским ханом. Новой столицей стала крепость Кырк-Ер. Здесь почти сразу же начали чеканить свою монету. Хаджи Герай был одним из самых популярных в народе правителей, он получил прозвище Мелек – «Ангел».

Тогда в Кырк-Ер было более 500 больших усадеб, пещерные укрепления, мечети. Но довольно быстро город перестал быть столицей – она была перенесена в Бахчисарай. Крепость начала использоваться как тюрьма для содержания знатных и важных пленников и заложников. Например, здесь в XVI веке содержался приближенный царя Ивана Грозного Василий Грязной. Он был захвачен в плен на границах ханства и татары потребовали за него огромный выкуп в десять тысяч рублей. По тем временам это была грандиозная сумма. Несколько лет длилась переписка с царем Иваном Грозным, пока наконец Василий Грязной все-таки был освобожден – уже за две тысячи рублей. Примерно через сто лет после этого здесь содержались русские пленники Василий Шереметев и Андрей Ромодановский. Россия тогда вела войну против Речи Посполитой, а Крымское ханство традиционно поддерживало польско-литовские войска против России. Командующий русскими войсками Василий Шереметев попал в плен и провел в крепости в заключении двадцать один год. Больше десяти лет провел здесь Андрей Ромодановский, тоже захваченный в плен после одной из битв в этой войне. Они были отпущены только после заключения мирного соглашения в 1681 году.

Караимы

В эти годы крепость меняет название. Теперь ее называют «Чуфут-Кале» – «еврейская крепость». Постепенно она становится центром большой общины караимов.

Происхождение караимов, особого народа, который говорит на тюркском языке, но исповедует один из вариантов иудаизма, до сих пор остается загадкой. Одни ученые считают их прямыми родственниками семитов, другие настаивает на том, что это народ является потомком хазар, когда-то принявшими иудаизм. Среди самих караимских лидеров тоже нет единства, одни резко противопоставляют себя традиционном евреями, другие наоборот настаивает на сближении. Так или иначе, в Крыму в XV-XVIII веках существовала большая караимская диаспора, которая по своим обычаям и религии отличалась как от местных татар-мусульман, так и от православных греков.

Караимы почитают Ветхий Завет, Иисуса и Магомета признают пророками. Их храм называется «кенасой». Несколько таких кенас сейчас можно увидеть на территории Чуфут-Кале. Знатные караимы служили в ханском войске и составляли основной гарнизон крепости, они же контролировали монетный двор. Недалеко от города выросло большое караимское кладбище - Балта-Тиймез. Однако, как и другие немусульмане, караимы подвергались правовым ограничениям – например, им нельзя было селиться в столице ханства, Бахчисарае, хотя основную торговлю они вели именно там. Жизнь в городе была непростой – прежде всего, из-за того, что увеличивающемуся населению не хватало пресной воды из немногочисленных источников. Занятия сельским хозяйством на скалах было трудно. Здесь жили в основном ремесленники.

С присоединением Крыма к России ограничения для караимов на проживание в Бахчисарае были отменены. И тогда город стал стремительно пустеть: караимы перебирались в Бахчисарай и в приморские города. В XIX-XX веках их духовным центром стала Евпатория. В XIX веке они были довольно многочисленны и пользовались уважением царской семьи.

Сейчас эта община по-прежнему есть в Крыму, но она на грани исчезновения. По данным последней переписи их осталось чуть больше пятисот человек.

Крепость сейчас

Самое интересное что можно здесь увидеть - это остатки оборонительной стены. Это древнейшее сооружение города – ей примерно полторы тысячи лет. Сохранились и другие укрепления: более поздние стены, ворота, ров, пересохшие колодцы. Полностью сохранна надвратная башня XVII века - Биюк-Капу. Но самое интересное – это, конечно, пещерные укрепления в скале. Всего здесь более ста пятидесяти пещер разной формы и назначения. В основном в пещерах были либо хозяйственные постройки, либо военные укрепления, жить в средние века предпочитали все-таки в домах. Пещеры связаны многочисленными переходами и тоннелями.

От периода Крымского ханства сохранились остатки мечети. Мы знаем точный год ее строительства – 1346-й. В ее архитектуре прослеживаются византийские элементы, поэтому многие предполагают, что она когда-то была переделана из христианского храма. Недалеко от мечети располагается мусульманское кладбище. Самое большое и красивое сооружение тут – восьмиугольный мавзолей дочери Тохтамыша Джаныке-ханым. В надгробной надписи она названа «великой государыней». Мавзолей датируется XV веком. Он стоит на самом обрыве, от него открывается прекрасный вид на окрестности.

Со времен караимов сохранились две кенасы – XIV века и XVIII, и остатки городской застройки XVIII века. В городе отчётливо прослеживается панировка: три больших улицы и многочисленные переулки. На некоторых домах сохранились имена владельцев.

В одном из домов в Чуфут-Кале жил известный ученый караим Авраам Фиркович. В конце XIX века он оказался чуть ли не единственным жителем покинутого города – и старался сохранить его от разрушения. Фиркович собрал большую коллекцию еврейских и караимских рукописей. Сейчас она хранится в Санкт-Петербурге. После его смерти в этом доме продолжали жить смотрители города. Это типичный караимский дом, по нему можно судить о том, как двести-двести пятьдесят лет назад выглядел весь город. Построен он был в XVIII веке, но оставался жилым до начала XX-го, а в 60-х годах был отреставрирован. Сейчас здесь находятся караимский культурный центр и небольшой музей, посвященный культуре и быту караимов.

Интересные факты

В XIX веке караимы прибрали к рукам табачную промышленность. Например, известная фабрика «Дукат» была собственностью караима И. Пигита. И ему же принадлежал дом на Большой Садовой, в котором в 20-е годы жил писатель Михаил Булгаков. Сейчас в этом доме находится знаменитый музей, посвященный Булгакову.

В Чуфут-Кале снимали военные эпизоды фильма «Пан Володыевский» 1969 г., она появляется в кадрах фильма «Сердца трех» 1992 и «Трудно быть богом» 1989. В классической сказке «Финист –Ясный Сокол» в пещерах этого города прячутся воины злодея Картауса.

На заметку

  • Местоположение: Бахчисарай, с. Староселье.
  • Как добраться: авт. №2 от ж/д. ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье».
  • Официальный сайт: http://handvorec.ru/pamyatniki/pamyatniki-arxeologii/chufut-kale/
  • Время работы: ежедневно 9:00-20:00.
  • Стоимость билета: взрослые – 200 руб., школьники - 100 руб.




Фотографии





Карта

Расположение объекта Чуфут-Кале на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.





Чуфут-Кале: что рядом?

Чуфут-Кале находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.


Теги








Интересное


Что почитать
Открыть все