Георгиевский собор

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Георгиевский собор Фото: Георгиевский собор

Фото и описание

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — уникальный памятник домонгольского зодчества. Это удивительный пример узорчатой белокаменной резьбы и одновременно — исторической загадки: в процессе реставрации XV века каменные плиты были перепутаны, и теперь каждый может попробовать свои силы в восстановлении изначальной картины. Собор сейчас является филиалом Юрьев-Польского музея-заповедника.

Князь Святослав и его крест

Первую церковь во имя св. Георгия, своего покровителя, поставил здесь в 1152 году Юрий Долгорукий при самом основании города. Новый каменный храм был построен в 1230-1234 годах перед самым монгольским нашествием. Ученые спорят, был ли он основан на месте старого и использовал его фундаменты или просто находился где-то рядом. Строителем был Святослав Владимирович, владимирский князь, сын Всеволода Большое Гнездо. Летописи говорят, что он сам был «мастером». Видимо князь лично руководил зодчими и принимал участие в постройке как минимум двух соборов: Георгиевского в Юрьеве и собора Рождества Богородицы в Суздале.

Среди убранства собора выделяют «крест Святослава» — резной белокаменный крест, который сначала был вделан в стену, а потом перенесен внутрь. Некоторые считают, что он был сделан за несколько лет до строительства храма и находился неподалеку, потом его вставили в стену, а уже потом поместили внутрь.

На его основании указано имя Святослава как строителя храма. В Георгиевском соборе этот князь и был похоронен. Для его усыпальницы к храму было пристроен отдельный придел — Троицкий. Святослав был канонизирован. Его захоронение и его крест почитались местными жителями, как чудотворные. Погребение князя было найдено при реставрации в 1991 году и сейчас находится в другом храме Юрьева-Польского — в Покровском. Недавно в городе появился памятник святому князю Святославу.

Считается, что московский Успенский собор строился именно по образцу Георгиевского храма в Юрьеве-Польском.

История собора после восстановления

Собор благополучно простоял до XV века, но потом стены не выдержали и обрушились. По заданию великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но немного поменял свой облик: заново были собраны куски каменной резьбы, заново сделан купол. В целом строение стало более приземистым и массивным, чем первоначально.

В XVIII веке к храму была пристроена колокольня, в XIX — расширены Троицкий придел и новая ризница. В 1827 году собор был заново расписан, часть этих росписей сохранилась. Она была создана крепостной артелью под руководством Тимофея Медведева — крестьянина села Тейково. Росписи выполнены в академическом стиле: например, «Тайная вечеря» в алтаре является копией «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

В самом конце XIX века, на фоне волны интереса к древнерусскому зодчеству и распространившегося в архитектуре неорусского стиля, появились идеи о восстановлении изначального облика храма и очищении его от позднейших пристроек. Инициатором этого стал тогдашний настоятель Георгиевского собора протоирей Александр (Знаменский). Он был депутатом Государственной Думы от Владимирской губернии, организовал общество трезвости в Юрьеве-Польском. При нем рядом с Георгиевским собором вместо Троицкого придела был поставлен новый Троицкий храм. После революции настоятель принял обновленчество. Его приход просуществовал до 1923 года, после чего был ликвидирован, и дальнейшие следы настоятеля теряются.

Окончательное возвращение исторического облика храма произошло уже в 1930-х годах после его закрытия. Руководили реставрацией И. Грабарь и П. Барановский. Колокольня и Троицкий придел были разобраны. Заложенный портал Троицкого собора сохранился. После этого храм еще раз несколько раз реставрировался уже в советское время.

Существует множество исследований, посвящённых этому зданию — П. Барановский, например, занимался этим более тридцати лет. Есть как минимум пять разных убедительных реконструкции его первоначального вида. Одна из первых принадлежит архитектору П. Сухову — она была создана в 1930-е годы, после работы И. Грабаря и П. Барановского. Другая создана известным советским архитектором-реставратором Н. Ворониным — он производил исследования здесь уже в 1960-е годы. Самая поздняя по времени — реконструкция С. Заграевского, начала XXI века, с использованием новейших исследований.

Загадки белокаменной резьбы

На данный момент богатейшая белокаменная резьба храма, представляет собой неправильно собранный пазл из различных фрагментов. Храм восстанавливался после обрушения в 1471 году знаменитым архитектором Василием Ермолиным. Это был выходец из богатого московского купечества. Именно он при Иване III занимался обновлением и перестройкой белокаменного кремля. Под его руководством строились и украшались резьбой Фроловские ворота Московского кремля — некоторые исследователи даже считают, что он не только был руководителем работ, но и скульптором, и резчиком. В любом случае, этот человек хорошо понимал красоту белокаменных украшений. Когда ему поступило задание восстановить Георгиевский храм, он постарался не просто отстроить стены, но собрать все уцелевшие фрагменты декора и по возможности расставить их по своим местам.

И вот именно это ему удалось не вполне. У В. Ермолина, видимо, не было ни планов, ни рисунков первоначального вида резьбы, и поэтому собирать фрагменты пришлось наугад, руководствуясь размерами плит и здравым смыслом. Словом, это был настоящий пазл, и сейчас в некоторых местах достаточно заметно, что он собран неверно — особенно по южной стене, с которой и началось обрушение. Элементы декора: лица, фигуры животных, орнаменты — размещены на ней хаотично. Лучше всего сохранилась северная стена. Часть белокаменных камней с резьбой были найдены уже в советское время при раскопках, и они составляют сейчас экспозицию внутри храма. Там же можно увидеть и фрагменты резьбы других знаменитых белокаменных домонгольских соборов — Дмитриевского во Владимире и Рождественского в Суздале, и фоторассказ о них.

Существует несколько разных вариантов реконструкции первоначального расположения всех этих фигур. В XIX веке полагали, что собор был украшен резьбой полностью, позднейшие конструкторы считают, что узорчатым был только нижний пояс. Есть разные мнения о том, как именно выполнялись каменные узоры. Такие работы обычно делаются не в одиночку, традиционно считается, что здесь можно увидеть «почерки» 11 строителей, но среди них можно выделить «главного» — самого искусного. Считается, что он был автором сюжета «Спас Нерукотворный» на северной стене над входом. Там сохранились также остатки какой-то надписи, вероятно, подписи автора рельефа. Буквы чаще всего читаются как «баку». Скорее всего, это была часть имени Аввакум. Особенностью декора храма является «ковровый орнамент» — все пространство между выделенными более выпукло сюжетными композициями занято орнаментом. Работа велась в два этапа: основные композиции вырезались на отдельных плитах и вставлялись в стену, а потом уже по готовой стене создавался этот рельефный узор.

Сюжеты резьбы

Сюжеты резьбы отчасти схожи с другими резными храмами этого периода. Они укладываются в общую концепцию «княжеских» храмов, которые подчеркивают божественность власти. Здесь, например, встречается любимый средневековый сюжет — Вознесение Александра Македонского. Легенда говорит, что однажды Александр попытался взлететь на небеса на двух огромных птицах, но это ему не удалось. При этом фигура взлетающего на птицах или грифонах великого завоевателя стала образом идеального правителя, который часто встречается в искусстве на Руси и в Западной Европе.

На эту же концепцию работает обилие львов — символов власти и силы. На северном парадном фасаде, обращенном к городу, изображен Георгий Победоносец в виде стоящего вооруженного воина, который словно охраняет храм и весь город. На его щите вырезан барс — геральдический символ владимирских князей.

На южном фасаде основным сюжетом было «Преображение» — часть камней из него по-прежнему находится на фасаде, а часть — внутри, потому что в XV веке они не были найдены. На западной стене угадываются «Троица» и «Семь отроков небесных». Даже фантастические звери, украшающие собор, не являются просто плодом полуязыческой фантазии. Например, кентавры-китоврасы здесь одеты в русские доспехи и явно изображены как княжеские телохранители.

На данный момент, по мнению исследователей, собор по-прежнему нуждается в реставрации. В отличие от, например, Дмитровского собора, большая часть резьбы которого является копией XIX века, резьба Георгиевского собора — подлинная. Мягкий известняк требует особых условий сохранения. Сейчас ведется работа по внесению этого храма в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Собор не является действующим, в нем расположена музейная экспозиция.

Интересные факты

  • Этот собор считается самым последним каменным зданием, возведенным на Руси до татаро-монгольского нашествия.
  • На северной стене собора в числе прочих орнаментов можно увидеть даже слона. Разглядеть его непросто, но он там есть.
  • В последнее время снова распространилась вера в чудотворность Святославова креста. Во Владимире, Суздале и самом Юрьеве-Польском рассказывают об исцелениях, которые от него происходят.

На заметку

  • Местоположение. Владимирская область, Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, стр. 4.
  • Как добраться: автобусом и м. Щелковская или поездом с Ярославского вокзала, электричкой с Курского вокзала до Владимира, далее автобусом.
  • Официальный сайт: http://yp-muzeum.ru
  • Время работы. 9:00-17:00
  • Стоимость билетов. Взрослый 50 руб., льготный — 20 руб.












Фотографии




Карта

Расположение объекта Георгиевский собор на интерактивной географической карте.
Загрузить карту
Большая карта






Георгиевский собор: что рядом?

Георгиевский собор находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты городов Золотого Кольца:


Теги







Это интересно