Храм Спаса на Крови

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Храм Спаса на Крови Фото: Храм Спаса на Крови

Фото и описание

Выстроенный в память об одном из трагических событий российской истории, храм Спаса на Крови сегодня входит в число самых посещаемых достопримечательностей северной российской столицы.

Построенный на том месте, где был убит (а точнее, смертельно ранен) российский император, собор возведен в память о царе-мученике; вся Россия жертвовала средства на строительство этого храма. Сегодня, спустя более сотни лет после произошедшей здесь трагедии, здание считается одной из архитектурных жемчужин города. Говоря о «визитных карточках» северной столицы России, обычно упоминают и об этом соборе. Он обладает статусом музея, но при этом является действующим.

Предыстория

Уже на следующий день после убийства Александра II, совершенного террористической группой, возникла идея о возведении храма или памятника на месте произошедшей трагедии.

Сначала решено было поставить там часовню. Проект здания был разработан Леонтием (Людвигом) Бенуа. Началось строительство. Темп работ был высок: спустя примерно месяц здание было завершено. Строительные работы были оплачены двумя санкт-петербургскими купцами. Часовня стояла на месте трагедии два года, затем она была перенесена в другое место. Там здание простояло еще около девяти лет, после чего была разобрано. На том месте, где был смертельно ранен император, после переноса часовни началось строительство собора.

Нужно сказать несколько слов о конкурсе проектов нового храма. В нем принимали участие выдающиеся архитекторы того времени, но все проекты подавались на конкурс анонимно, чтобы имя автора не оказало влияния на мнение конкурсной комиссии. Было выбрано восемь лучших проектов. Их продемонстрировали императору, но ни один из них не был им одобрен. Высказывая свою волю об облике будущего собора, император подчеркнул, что здание должно быть выстроено в стилистике храмов XVII столетия. Особенное внимание архитекторам следовало обратить на ярославские храмы.

После того, как были оглашены эти условия, начался второй конкурс. Но все работы вновь были отклонены императором. В конце концов был все же выбран проект, разработанный Альфредом Парландом и Игнатием Малышевым (архимандритом). Впрочем, император повелел этот проект доработать; только после достаточно большой доработки он принял документ окончательно.

Строительство собора

Закладка здания была произведена в 1883 году. Спустя примерно четырнадцать лет оно было достроено. Создание мозаик, украшающих девятиглавый храм, было завершено значительно позже. Именно оно на целое десятилетие задержало освящение здания.

Общая стоимость строительства составила более четырех с половиной миллионов рублей. В ходе строительных работ применялись новые для того времени технологии. В здании была смонтирована электросеть: собор освещали тысяча шестьсот восемьдесят девять электрических ламп.
Высота здания — восемьдесят один метр. Его вместимость — приблизительно одна тысяча шестьсот человек.

Приход собора

Первоначально храм не являлся приходским: он находился на содержании государства. Порядки в храме были необычными: вход в здание был возможен лишь по специальным пропускам. Хотя собор и имеет впечатляющую вместимость, изначально не предполагалось, что его будет посещать большое количество верующих. При этом в храме периодически проводились богослужения (памяти покойного императора), звучали проповеди.

В послереволюционное время финансовое положение храма резко изменилось к худшему. Он больше не находился на содержании государства. Настоятель храма обратился к горожанам с просьбой финансово поддержать собор в эти трудные времена.

Новыми властями было принято решение о формировании прихода храма. Настоятель горячо возражал против этого, приводя такой аргумент: храм не был задуман как приходской, он никогда раньше не являлся приходским. Но его возражения не были услышаны. Был сформирован приход. Несколько лет храм принадлежал обновленцам (представителям одного из течений в русском православии послереволюционного периода).

В начале 30-х годов XX века храм, как и многие церкви по всей стране, был закрыт решением властей.

После закрытия

Вскоре после закрытия храма было решено его разобрать. К частью, детальная проработка этого вопроса была отложена на более поздний срок. В конце 30-х годов этот вопрос вновь был поднят и вновь решен положительно. Но последовавшие вскоре военные события заставили отложить демонтаж здания на более позднее время.

В период блокады города храм использовался в качестве морга. В послевоенные годы в здании хранились декорации одного из городских театров (то есть, храм превратился в складское помещение).

В начале 60-х годов XX века в храме была сделана неожиданная находка: в одном из куполов был обнаружен застрявший немецкий фугас. Его нашли мастера, производившие в здании реставрационные работы. Масса снаряда составляла около полутора сотен килограммов. Было проведено его обезвреживание; в этих работах приняли участие шесть человек (пять верхолазов и один бывший сапер). Операция потребовала от всех ее участников не только опыта и специальных знаний, но и хладнокровия, бесстрашия, железной выдержки.

В начале 70-х годов было решено открыть в здании храма музей (точнее, отделение музея «Исаакиевский собор»). К тому времени здание нуждалось в серьезных реставрационных работах. Его состояние можно было охарактеризовать как аварийное. Началась подготовка к масштабным реставрационным работам.

Подготовка заняла много времени. Сами работы начались лишь в 80-е годы XX столетия. Первый этап реставрации закончился только во второй половине 90-х годов. Тогда музей был впервые открыт для посетителей. Что интересно, это произошло спустя ровно девяносто лет со дня освящения здания.

В начале 2000-х годов были возобновлены богослужения. Несколько лет назад был зарегистрирован приход собора.

Архитектурные особенности и интерьеры

Как уже было сказано выше, собор является одной из архитектурных жемчужин города и вызывает неизменный интерес туристов. Но на какие именно архитектурные особенности здания нужно обратить особенное внимание? Какие детали интерьера стоит осмотреть в первую очередь?

- Храм увенчан девятью главами. Некоторые из них покрывает позолота, другие украшены эмалью. Главы расположены асимметрично, но эта асимметрия является весьма живописной. Обратите внимание, что рисунки на куполах различны, что придает зданию дополнительную нарядность и праздничность.

- В самом центре вы увидите шатер, высота которого составляет более восьмидесяти метров. Основание шатра прорезано восьмью окнами. Их украшают наличники, форма которых напоминает кокошники. В верхней части шатра также находится несколько окошек. Там шатер постепенно сужается. Его венчает традиционная главка в форме луковицы. Она покрыта эмалью трех цветов — зеленого, белого и желтого. Полоски этих цветов как бы обвивают главку.

- Обратите внимание на колокольню, находящуюся с западной стороны здания. Ее также венчает нарядный купол. Ее арочные проемы, напоминающие кокошники, разделены колоннами.

- На стенах здания вы можете увидеть надписи, рассказывающие о многочисленных достижениях страны в период царствования императора, память которого увековечивает храм.

- Обратите внимание на многообразие отделочных материалов. При строительстве здания были использованы кирпич и мрамор, гранит и эмали, мозаика и медь, покрытая позолотой.

- Интерьеры храма отличаются обилием мозаики. Можно даже сказать, что собор представляет собой музей этого вида искусства (один из крупнейших в Европе!). Площадь, которую покрывают мозаичные картины, составляет семь тысяч шестьдесят пять квадратных метров. Для создания этих произведений были использованы эскизы тридцати художников, в числе которых были прославленные мастера.

Но особенное внимание обратите вот на что: в храме сохранен тот участок мостовой, на котором террористами был смертельно ранен император. Бережно сохранена и часть ограды набережной. Она была обагрена кровью убитого царя (отсюда, кстати, и происходит название храма). Все это вы можете увидеть в западной части здания, непосредственно под куполом колокольни. Над этим местом установлен специальный навес (сень).

На заметку

  • Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2.
  • Ближайшая станция метро: «Невский проспект».
  • Официальный сайт: http://cathedral.ru/
  • Часы работы: с 10:30 до 18:00. В теплое время года (с конца апреля по конец сентября) музей закрывается в 22:30. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музейного объекта. Выходным днем является среда. В дни школьных каникул (за исключением летних) музей работает без выходных. Открыт он и в дни всех государственных праздников (исключение — первый день года).
  • Билеты: 350 рублей. В вечернее время стоимость билета возрастает до 400 рублей. Для пенсионеров, студентов, а также для молодежи в возрасте от семи до восемнадцати лет действует скидка: для них плата за вход составляет лишь 100 рублей. Подчеркнем, что льготный тариф действует лишь для тех студентов и пенсионеров, которые являются гражданами РФ или Республики Беларусь. Для других групп граждан, имеющих право на льготный тариф (это, например, посетители с ограниченными возможностями) также существуют скидки. Для владельцев международных карт ISIC стоимость билета также снижена: для них вход в музей стоит 200 рублей.




Фотографии





Карта

Расположение объекта Храм Спаса на Крови на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.





Храм Спаса на Крови: что рядом?

Храм Спаса на Крови находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты Санкт-Петербурга:


Теги








Интересное
Открыть все


Что почитать
Открыть все