Исаакиевский собор

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Исаакиевский собор Фото: Исаакиевский собор

Фото и описание

Наиболее крупным православным храмом северной столицы России, как нередко называют Санкт-Петербург, является Исакиевский собор. Более правильное название этого собора — Исаакиевский (с удвоенной второй гласной), хотя широко распространен также первый вариант написания и произношения этого названия.

В конце 20-х годов XX века храм получил статус музея. При этом собор является действующим, богослужения проходят в нем ежедневно.
Проект здания, выстроенного в соответствии с канонами классицизма, был разработан знаменитым архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном. Собор был возведен в середине XIX столетия.

В ходе строительных работ использовались технологии, являвшиеся новыми для того времени. Это оказало влияние на развитие архитектуры не только во второй половине XIX века, но также и в XX столетии.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше — в первые годы XVIII века. Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII века. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм — до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Строительство собора

В начале XIX столетия был объявлен конкурс проектов нового здания храма. Впрочем, речь шла не о строительстве нового собора, а о кардинальной перестройке старого. Конкурсанты, очевидно, не поняли, что именно от них требовалось: все авторы проектов предлагали постройку нового здания. Победитель так и не был выбран. Вскоре конкурс был объявлен снова — и вновь с тем же результатом. Спустя некоторое время император, не объявляя больше конкурсов, поручил строительство здания молодому и еще не получившему широкой известности архитектору — Анри Луи Огюсту Рикару де Монферрану.

Проект перестройки собора, разработанный новым архитектором, подвергся серьезной критике со стороны члена строительного комитета Антона Модюи. Он указывал на многочисленные ошибки автора проекта и требовал немедленно остановить уже начавшиеся строительные работы. Критик сильно сомневался в прочности фундамента, а также утверждал, что купол спроектирован неправильно и потому может обвалиться.

Решено было внести в проект исправления. Вновь был объявлен конкурс. Все проекты, поданные конкурсантами, были неудовлетворительны, в результате чего император понял невыполнимость поставленной перед архитекторами задачи. После этого задание было частично изменено (чтоб облегчить архитекторам разработку проекта), а затем вновь был объявлен конкурс. Победителем его стал Монферран. Строительство, остановленное на время, возобновилось.

Одним из самых сложных этапов строительных работ стало сооружение колоннады. В каменоломне, расположенной рядом с Выборгом, проводилась выломка огромных гранитных монолитов. Работа была трудной, продвигалась она очень медленно. Транспортировка гранитных заготовок к месту строительных работ осуществлялась при помощи специальных плоскодонных судов. Установка каждой колонны под сводом будущего храма занимала от сорок до сорока пяти минут. Перед установкой колонна обшивалась слоем войлока и циновками. Как свидетельствуют современники, механизм для установки был так совершенен, что ни разу не издал ни малейшего скрипа.

Нужно сказать несколько слов и о золочении куполов. Использовался метод так называемого огневого золочения. Этот метод опасен для жизни позолотчиков (мастеров, золотящих купола): во время строительства собора он унес жизни ста двадцати человек. Из них шестьдесят человек погибли именно во время золочения куполов, а остальные — в процессе золочения различных деталей интерьера.

XX и XXI столетия

В послереволюционные годы здание было национализировано. Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей.

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка. В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

На что обратить внимание

Каждый уголок храма, каждая деталь его интерьера, каждый фасад, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В частности, стоит внимательно осмотреть три с половиной сотни скульптур, украшающие храм снаружи. Некоторые из них мы здесь перечислим:

- Северный фасад украшен композицией на тему воскресения Христа. Центральной фигурой этой композиции является Христос, восставший из гроба. Вокруг него — испуганные стражники и изумленные женщины.

- Темой скульптурной группы, украшающей западный фасад, является единение духовной и светской властей. Автор скульптур — Джованни Витали. Там же можно увидеть скульптуру, изображающую Монферрана, знаменитого архитектора собора: он держит в руках сильно уменьшенную модель здания.

- На южном фасаде — барельеф, темой которого является поклонение волхвов младенцу Христу. Автор этой работы — Джованни Витали.

- На восточном фасаде ваше внимание привлечет мастерски выполненная сцена из жития святого, в честь которого был освящен собор.

Подчеркнем еще, что в храме находится уникальное собрание панно и картин XIX столетия.

Интересный факт

Так как строительство собора продолжалось необычайно долго (несколько десятилетий), по городу начал распространяться странный слух. Говорили, что какой-то предсказатель напророчил Монферрану смерть сразу после окончания строительных работ. Считали, что именно в этом причина такого длительного строительства: дескать, продлевая его, архитектор пытается продлить себе жизнь.

Правда это или нет — историкам неизвестно, но архитектор действительно скончался через месяц после того, как собор был достроен и освящен.

На заметку

  • Месторасположение: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4. Телефоны: (812) 314-40-96, (812) 315-97-32, (812) 595-44-37.
  • Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская».
  • Официальный сайт: http://www.cathedral.ru/
  • Время работы: с октября по конец апреля — с 10:30 до 18:00, с конца апреля по конец сентября — с 10:30 до 22:30 (исключением является Музей камня, режим работы которого в теплое время года не меняется). Кассы всех музейных объектов закрываются за полчаса до окончания рабочего дня. Выходной день — среда. Музей камня с мая по сентябрь (включительно) работает без выходных, в остальное время выходным днем является каждая вторая среда месяца. У колоннады собора, которая представляет собой отдельный музейный объект, в теплое время года также отсутствуют выходные дни, а с ноября по апрель (включительно) выходным днем является каждая третья среда месяца. Перед посещением лучше уточнить время работы на официальном сайте музея, так как иногда оно может меняться (по техническим причинам).
  • Билеты: 350 рублей (кроме Музея камня, вход в который стоит 100 рублей). Молодежи (лицам от семи до восемнадцати лет), а также пенсионерам предоставляется скидка: для них стоимость одного билета — 100 рублей. Исключение снова составляет Музей камня, куда молодежь может проходить бесплатно, а для пенсионеров вход стоит 50 рублей. Также скидки на посещение всех музейных объектов предоставляются студентам, курсантам, ординаторам, адъюнктам, ассистентам-стажерам образовательных организаций. Все названые скидки действительны только для граждан РФ и Республики Беларусь. Владельцы международных карт ISIC также могут покупать билеты в музей по сниженной стоимости.




Фотографии





Карта

Расположение объекта Исаакиевский собор на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.





Исаакиевский собор: что рядом?

Исаакиевский собор находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты Санкт-Петербурга:


Теги








Интересное
Открыть все


Что почитать
Открыть все