Эрмитаж

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Эрмитаж Фото: Эрмитаж

Фото и описание

Одна из самых знаменитых достопримечательностей северной российской столицы — Государственный Эрмитаж. Он входит в двадцатку наиболее посещаемых музеев планеты. В его трёхстах шестидесяти пяти залах представлены шедевры изобразительного искусства разных эпох, также здесь можно увидеть богатую экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства. В состав главного музейного комплекса входит несколько зданий, связанных друг с другом. Кроме того, в распоряжении музея находится еще несколько различных объектов (Главный штаб, Меншиковский дворец и другие).

Основательницей музея стала Екатерина II. Приобретенная ею сравнительно небольшая коллекция произведений искусства положила начало музейному собранию. Эта коллекция изначально размещалась в небольшом флигеле дворца, который назывался Эрмитажем. Его название в переводе с французского языка означает «приют затворника».

В настоящее время собрание музея насчитывает около трёх миллионов единиц хранения.

Формирование музейной коллекции

Как уже было сказано выше, начало собранию знаменитого музея было положено Екатериной II. Это произошло в середине 60-х годов XVIII столетия. Из Берлина императрице было передано несколько сотен картин в качестве погашения долга: перед этим имела место неудачная попытка поставки продовольствия русским войскам, таким образом поставщики задолжали достаточно большую сумму денег. Общая стоимость картин, переданных российской правительнице из частной коллекции, составила около двухсот тысяч талеров. Точное количество произведений искусства вызывает споры. Есть версия, что было передано триста семнадцать картин; согласно другой версии (которая, впрочем, историками не считается достоверной), императрицей было получено лишь двести двадцать пять произведений искусства. Среди них были полотна Рубенса и Рембрандта. Из нескольких сотен полотен, переданных императрице, в настоящее время в музее находится около ста картин.

Пополнение коллекции началось уже в конце 60-х годов XVIII века. Тогда было приобретено около шестисот новых картин. Их авторами были голландские и фламандские живописцы, а также итальянские и французские мастера.

В начале 70-х годов приобретена великолепная коллекция, принадлежавшая одному из богатейших людей Франции — Пьеру Кроза. Она состояла из четырехсот картин, каждая из которых была настоящим шедевром. В частности, среди них были работы Тициана и Джорджоне.

В конце XVIII века приобретение новых коллекций продолжалось. В частности, в конце 70-х годов была куплена коллекция, принадлежавшая британскому премьер-министру Роберту Уолполу. Примерно тогда же у одного из английских банкиров было куплено множество античных скульптур.

В 70-е годы XVIII века начато строительство нового здания, предназначенного специально для размещения быстро растущей коллекции. Строительные работы завершились в конце 80-х годов. Так появилось здание, известное в настоящее время как Старый (или Большой) Эрмитаж.

Во второй половине 90-х годов XVIII века коллекция императрицы состояла уже из трёх тысяч девятисот девяноста шести картин. Некоторые из них были написаны выдающимися живописцами той эпохи специально для российской правительницы. Нужно отметить, что в её коллекцию входили не только картины: ею были приобретены две библиотеки выдающихся мыслителей того времени и великолепное собрание резных камней.

Музей в XIX-ХХ веках

В начале XIX века принцип пополнения коллекции несколько изменился. Приобретались уже не только целые собрания произведений искусства, но и отдельные шедевры. Особое внимание уделялось выдающимся авторам, произведения которых по каким-либо причинам отсутствовали в коллекции.

До середины XIX столетия увидеть коллекцию могли лишь единицы, избранные, получившие специальный пропуск. В частности, одним из таких избранных стал Александр Пушкин. Причем пропуск он получил не благодаря своим достижениям в сфере литературы, а по протекции Василия Жуковского, бывшего в то время учителем императорского сына.

Но в середине XIX века положение изменилось. Было выстроено специальное здание музея, где разместили коллекцию, открыв ее для широкой публики. В 80-е годы посещаемость музея достигла примерно пятидесяти тысяч человек в год.

Говоря о развитии музея, нельзя не упомянуть имя Андрея Сомова. Он являлся старшим хранителем музейных экспозиций на протяжении двадцати двух лет. Он занимался исследованием и каталогизацией экспонатов, результатом этого труда стал подробный каталог. Старшим хранителем проведена огромная работа по пополнению музейного собрания.

На рубеже XIX и XX веков выяснилось, что некоторые полотна, приобретенные российскими императорами за баснословные деньги, на самом деле стоили значительно меньше, так как являлись не произведениями легендарных живописцев, а лишь талантливыми работами их учеников.

В послереволюционный период собрание музея значительно увеличилось. Сюда поступали национализированные произведения искусства из частных коллекций. Были переданы в музей многочисленные предметы интерьера Зимнего дворца, оттуда же поступили сокровища династии Бабуридов, когда-то преподнесенные российскому правителю иранским шахом.

Поступали в музей произведения искусства и другими путями. В частности, в конце 40-х годов множество полотен было передано в собрание музея в результате перераспределения произведений искусства между московскими и ленинградскими музеями.

Впрочем, наряду с пополнением коллекции происходил и обратный процесс: так, в конце 20-х годов XX века и в 30-е годы того же столетия некоторые шедевры были проданы за границу. Утрачен ряд полотен Тициана, Рубенса, Пуссена, Рембрандта и некоторых других мастеров: они были переданы в один из московских музеев.

В военное время наиболее ценные экспонаты (примерно два миллиона единиц хранения) были эвакуированы, несколько лет они находились на Урале. Музей фактически закрылся, его подвальные помещения использовались в качестве бомбоубежищ. Впрочем, даже в военные годы сотрудники музея продолжали заниматься научной деятельностью. Иногда они проводили лекции.

Вскоре после окончания войны музей вновь открылся, все экспонаты вернулись на свои места. Некоторые из них нуждались в реставрации, но ни один не был утрачен. Более того, коллекция пополнилась трофейными произведениями искусства.

В конце 50-х годов XX века трофейные экспонаты были возвращены в Берлин. Правда, в постсоветское время выяснилось, что возвращены не все трофеи: часть их продолжала храниться в музейных подвалах, причем официально эти произведения искусства считались утраченными в ходе военных действий. В настоящее время эти шедевры являются частью постоянной музейной экспозиции.

В 2000-е годы в музее произошла крупная кража: было похищено более двухсот ценных экспонатов (старинные иконы, серебряные изделия и т. д.). Похитительницей оказалась одна из сотрудниц. Часть украденных экспонатов удалось вернуть.

Здания музея

Здания, составляющие музейные комплекс, сами по себе являются памятниками истории и архитектуры.

- Знаменитый Зимний дворец был построен в середине XVIII века. Строительство началось в 50-е годы названого столетия и закончилось в начале 60-х годов. Автор проекта — Бартоломео Франческо Растрелли. Здание выстроено в соответствии с канонами русского барокко эпохи Елизаветы Петровны. Интерьеры выдержаны несколько в другом стиле: отдельные элементы оформления здесь соответствуют стилю рококо (французскому).

- Строительство здания Малого Эрмитажа началось в середине 60-х годов XVIII века и завершилось в середине 70-х годов. Авторы проекта — несколько выдающихся архитекторов того времени. Частью здания является сад, расположенный на уровне второго этажа (известный как Висячий).

- Старый Эрмитаж (другое название — Большой) был построен значительно позже, чем те здания, о которых рассказано выше. Строительные работы начались в 40-е годы XIX столетия, а завершились в начале 50-х годов.

- Примерно в этот же период времени был выстроен Новый Эрмитаж. Автор проекта — Лео фон Кленце. Здание было построено специально для художественного музея, открытого для широкой публики (первый в стране случай такого строительства). Осматривая здание, обратите внимание на портик и на украшающие его гигантские статуи.

- Эрмитажный театр был выстроен и открыт в 80-е годы XVIII века, но фасад был завершен лишь в начале XIX столетия. Автор проекта — Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Здание выстроено в соответствии с канонами античной архитектуры. Над фойе до сих пор сохранились стропила XVIII столетия и деревянные перекрытия того же периода времени.

На заметку

  • Месторасположение: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 34.
  • Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская».
  • Официальный сайт: https://www.hermitagemuseum.org
  • Часы работы: с 10:30 до 18:00. По средам и пятницам — до 21:00. Выходной день — понедельник.
  • Билеты: минимальная цена — 400 рублей, максимальная — 700 рублей. Стоимость посещения музея зависит от того, какие именно экспозиции и музейные объекты вы хотите осмотреть. Для пенсионеров РФ, российских студентов и школьников посещение любой экспозиции является бесплатным. Для всех категорий граждан (не только льготных) вход в музей является свободным в третий четверг месяца. Это правило распространяется на каждый месяц года. Также любой посетитель может бесплатно осматривать экспозиции музея 7 декабря и 18 мая.



Отзывы

3
Надежда 10.04.2013 19:55:28
колличество зданий
Уважаемый автор перечисленных вами зданий Эрмитажа семь, а ни как у ас заявлено шесть. Исправьте пожалуйста.











Фотографии




Карта

Расположение объекта Эрмитаж на интерактивной географической карте.
Загрузить карту
Большая карта






Эрмитаж: что рядом?

Эрмитаж находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты Санкт-Петербурга:


Теги







Это интересно







Интересное
Открыть все


Что почитать
Открыть все