Топ-5 самых протяженных железнодорожных тоннелей мира

Плоский рельеф – мечта любого проектировщика и строителя железных дорог. В реальности на пути строителей встают реки, горы и другие препятствия. Через реки строят мосты. А вот в горах прокладывают тоннели. Конечно, можно гору объехать, и море переплыть. Но современные люди ценят время. Поэтому по всей планете сегодня существуют тоннели – под землей, прорытые под дном моря или пробитые в скалах. Здесь мы расскажем про 5 самых протяженных железнодорожных тоннелей.
Готардский тоннель, Швейцария

Отлично развитая транспортная система – то, чем славится Швейцария. Конечно, не считая финансов и шоколада. Неприступные альпийские горы покорились мастерам еще в конце XIX века. Сегодня Альпы пронизывают порядка 1500 автомобильных и железнодорожных тоннелей. С 2016 года и до сих пор самым протяженным считается Готардский. Длина его превышает 57 км. Если посчитать служебные ходы и пешеходные переходы, то общая длина тоннеля – около 153 км.
Его построили для разгрузки автодорог между югом Германии и севером Италии. И для улучшения экологии. На создание подземной железной дороги ушло 12 млрд долларов и 20 лет. Зато сейчас это:
- самый длинный,
- самый глубокий,
- самый современный в мире тоннель.
Когда он окупит себя - неизвестно. Но уже сегодня благодаря трансальпийскому железнодорожному сообщению для европейской торговли нет преград. И для туризма.
Пропускная способность тоннеля – 65 пассажирских и 250 грузовых составов. Благодаря отсутствию изгибов поезда развивают максимальную скорость. А наличие параллельных путей исключает столкновения. Все остальное – от расписания движения до возникновения нештатных ситуаций контролируется компьютерными системами. Поэтому тоннель считается еще и самым безопасным.
Тоннель Сэйкан, Япония

Железная дорога между островами Хонсю и Хоккайдо уступает швейцарской по протяженности на 3 км. Но, безусловно, это самый уникальный тоннель – он проходит под дном моря на протяжении 23 км. Считается глубочайшим на планете: находится на 100 м ниже дна Сангарского пролива, под которым пролегает. Общая глубина тоннеля – 240 м. Чтобы легче было представить масштаб: 240 м это высота главного корпуса МГУ со шпилем и звездой.
Повод для столь масштабного строительства был печальным – во время тайфуна в проливе затонули 5 пассажирских паромов, погибли почти 1500 человек. В поиске безопасных решений отвергли идею моста, из-за погодных особенностей. Тоннель проектировали 9 лет, строили 24 года. Суммарно в строительстве задействовали 14 млн человек. Условия были труднейшие: в сейсмоопасной зоне взрывные работы в горных породах приходилось вести точечно. Материальные вложения тоже были весьма значительные.
В 2016 года по тоннелю открыто движение высокоскоростных поездов. Рельсы на всем протяжении не имеют стыков, чтобы исключить даже небольшие раскачивания вагонов. Чувствительные датчики тоннеля фиксируют любые колебания земли. В случае угрозы землетрясения поезда прекращают работу и пережидают подземные толчки.
Евротоннель, Франция - Великобритания

В мировом рейтинге этот тоннель третий – после Готардского и Сэйкана. Но один пункт выводит сооружение в уникальные. Это протяженность подводной части – 39 км, почти на 16 км длиннее японского тоннеля. По международной известности и значению тоннель под проливом Ла-Манш, конечно, первый. И в целом параметры впечатляют: длина 51 км, максимальная глубина 75 м.
Строительство тоннеля обсуждалось французскими инженерами еще в начале XIX века. Разумеется, речь шла о конной тяге. Идею поддержал Наполеон. Но разразилась война. Потом рассмотрение планов тормозили различные политические разногласия. К проекту вернулись в 1973 году. К строительству приступили спустя 14 лет. Еще через 7 лет, в мае 1994 года, состоялось торжественное открытие тоннеля.
Сегодня высокоскоростные поезда преодолевают тоннель за 20 минут, грузовые – за 35 минут. Грандиозный проект получился дорогим. Окупаемость его предсказать трудно. Но для стран-участниц он имеет огромное значение, и экономическое, и социальное.
Базисный тоннель Лёчберг, Швейцария

Еще один тоннель под Альпами, построенный для уменьшения автомобильных пробок. А также сокращения пути немецких туристов на швейцарские горнолыжные курорты и швейцарцев на термальные воды Вале. По протяженности он 4-й в мире – 34,6 км. Пропускная способность высокая: 30 пассажирских и 80 грузовых поездов в сутки.
Пролегает под одноименным автомобильным тоннелем, на 400 м ниже. Лёчберг построен наполовину. Он работает с 2007 году. Но в планах – создание двух параллельных тоннелей, с соединениями через 300 м поперечными коридорами, для безопасности. После открытия Готардского тоннеля, компания вернулась к созданию второй ветки Лёчберга.
Интересный факт: в тоннеле расположен источник горячей подземной воды. Рачительные швейцарцы приспособили ее для обогрева оранжереи с тропическими фруктами.
Тоннель Гуань Цзяо, Китай

В последнее время слово «самый» чаще всего употребляется в отношении Китая. Неудивительно, что в пятерку длиннейших тоннелей планеты входит тоннель, проложенный в горах Гуань Цзяо.
Цинхай-Тибетская железная дорога уникальна, как самая высокогорная в мире. Несмотря на труднейшие условия, дорога технически совершенна. И вишенка на торте этого инженерного шедевра – тоннель длиною 32,6 км. Самый длинный из железнодорожных тоннелей Китая эксплуатируется с конца 2014 года.
Он тоже сооружен в сложных геологических условиях Тибетского нагорья. При этом построен всего за 7 лет. Его особенность в том, что проложенный, как и положено тоннелям, под землей, на самом деле он находится на высоте около 3,5 тысяч метров над уровнем моря. Два тоннеля с односторонним движением объединены общим наименованием тоннель Гуань Цзяо. Скорость движения поездов – 160 км/час.
Что еще почитать?
- Пельмени – ушки из теста
- Как и когда появились маяки
- Странные рождественские и новогодние традиции в разных странах
- 6 мест в мире, где фотографировать запрещено
- Самые популярные зарубежные горнолыжные курорты сезона 21/22
- Феномен цветных и черных айсбергов
- Чем отличается Дед Мороз от Санта-Клауса?
- Топ-6 самых глубоких станций метро в мире
- Кордильеры - самая длинная горная система
- По следам королевы детективов - Агаты Кристи
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!


Комментарии