Стройные башенки, построенные на опасных скалах и предупреждающие светом подходящие к берегу корабли о подводных рифах и опасных течениях, встречаются во всех странах. Однако можно выделить 4 самых древних маяка мира, построенных несколько столетий тому назад и до сих пор находящихся в рабочем состоянии.
Самыми ранними прообразами маяков можно считать костры, которые разжигали на вершинах холмов, чтобы обозначить для мореплавателей землю. Со временем люди стали строить специальные платформы, где помещалось бы много хвороста для костра. Так появились первые маяки.
В отличие от современных маяков древние также использовались в качестве указателей для входа в гавани и порты. Согласно произведениям Гомера, самый первый маяк был изобретен Паламидисом из Нафплиона. Только один из древнейших маяков был хорошо описан. Это Александрийский маяк, который не сохранился до нашего времени. Его окончательно уничтожили в 1480 году подданные египетского султана Кайтбая, которому понадобился фундамент маяка под строительство нового форта.
Маяк Бостон Лайт, который расположен на острове Литл-Брюстер в штате Массачусетс, был первым маяком, возведенным на территории Соединенных Штатов. То сооружение, которое мы видим сейчас, было построено в 1783 году на месте предыдущего маяка, датированного 1716 годом.
На возведение первого маяка около Бостонской бухты собирали деньги всем миром – суда, заходящие в гавань или покидающие ее, были обязаны уплатить сбор в 1 пенни за каждую тонну своего груза.
Перед началом американской революции британцы взяли под свой контроль остров Литл-Брюстер. Это произошло в 1774 году. На протяжении года Бостонская бухта была заблокирована англичанами. Вскоре американцы захватили остров и разрушили маяк, не позволив британцам использовать его по назначению.
Новый маяк высотой 27 метров возводили уже на деньги нового государства в 1783 году. Эта каменная белоснежная башня до сих пор функционирует. Маяк был укомплектован автоматикой в 1998 году, однако власти не торопятся убирать с маяка сотрудника береговой охраны.
С 1964 года маяк Бостон Лайт считается национальным памятником США.
Нынешний маяк Эддистон является четвертым сооружением, построенным на опасных скалах недалеко от города Плимут в британском Девоне. До того, как тут был возведен первый маяк, в районе Эдистонских скал произошло несколько крупных кораблекрушений, так как суда в здешних местах ходили, и довольно часто.
Далее события развивались следующим образом:
Нынешний маяк Эдистон возвели рядом с башней Смитона в 1882 году. Саму башню на деньги жителей Плимута бережно разобрали, а потом также по камешку сложили, но уже на побережье, в городском районе Плимут-Хоу. Там ее можно увидеть и сейчас. А на скале рядом с маяком Эдистон остался только фундамент предыдущей башни.
Самый старый во Франции назван Кордуанским. Его следует искать на западном побережье Франции, берегу Атлантического океана, в устье двух рек – Гаронны и Дордони. Французы его поэтично именуют Морским Версалем за ренессансный декор.
Маяк очень необычный и атмосферный. Путешествие к нему запомнится надолго. К морской башне можно добраться только на лодке, которая будет идти по океану 45 минут из Руайяна. Затем туристов высаживают прямо в воду, так как пирсов тут не предусмотрено. Поездка к Кордуанскому маяку возможна лишь с апреля по ноябрь. И от желающих увидеть этого берегового стража нет отбоя. Тем более что народ пускают наверх, на балкон. Чтобы подняться туда, придется преодолеть 3 сотни ступенек.
Кордуанский маяк считается десятым по высоте среди кирпичных маяков мира. В высоту он достигает 67 с лишним метров.
Строили маяк с 1584 по 1611 годы. До его появления на небольшом островке в океане с 880 года н.э. стояли сигнальные башенки.
Первая башенка, похожая на современные маяки, была построена тут в XIV веке Эдуардом, Черным принцем, поскольку в те времена этот район входил в состав Англии. Проходящие мимо корабли должны были платить короне небольшую дань. И, кстати, это был первый случай в истории, когда за поддержание огня на маяке взималась плата с моряков. За огонь отвечал монах, который также проводил богослужения в возведенной на том же островке часовне.
Маяк простоял тут 2 столетия, а потом пришел в негодность. Первыми забеспокоились владельцы судов, перевозивших на продажу вино. Именно по их настоянию тут и был построен второй маяк, который существует и сейчас.
Кордуанский маяк проектировал знаменитый архитектор из Парижа Луи де Фуа. Он прямо в маяке оборудовал комнаты для царственных особ. Их тоже можно увидеть во время посещения маяка.
Башня Геркулеса в испанском городе Ла-Корунья – самый старый из сохранившихся маяков в мире. Точная дата постройки маяка неизвестна, но, некоторые документы сообщают, что эта башня существует, по крайней мере, со II века н. э. Возможно, ее возвел или попросту перестроил из уже имеющегося сооружения эпохи королевства Бригантия император Траян. Некоторые историки считают, что башня Геркулеса возводилась по образцу ныне уничтоженного Александрийского маяка.
Надпись на основании башни сообщает нам имя ее архитектора. Это Кай Сервий Лупо из Аеминии, как раньше называлась нынешняя Коимбра в Португалии. Этот маяк был подношением архитектора римскому богу войны Марсу.
Серьезная реставрация башни Геркулеса была проведена в годы правлений королей Карла III и Карла IV, то есть в 1788-1791 годах.
В настоящее время маяк считается одним из самых интересных памятников испанской провинции Галисии. Он занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения туристами. Внутри демонстрируется подборка материалов, рассказывающая об истории башни Геркулеса. Также можно подняться на смотровую площадку. Идти придется пешком – наверх ведут 242 ступеньки.
Комментарии