Топ-4 самых старых железнодорожных вокзалов России

Театр начинается с вешалки, а город - с вокзала. Рассказываем о самых старых железнодорожных вокзалах России, которых снимают в фильмах и которые давно стали частью городского фольклора и вообще выглядят так, будто только притворяются общественными зданиями, а на самом деле являются царскими дворцами.
Ленинградский вокзал, Москва

Площадь трех вокзалов в Москве знает большинство приезжих: именно отсюда для многих начинается путешествие по столице. Один из вокзалов, выходящих на эту площадь, которая раньше называлась Каланчевской, а сейчас именуется Комсомольской, - это Ленинградский.
Внимательные зрители могли видеть его фасад в фильме «Чародеи». Также его снимал Рязанов в своей ленте «Девушка без адреса». Но Ленинградский вокзал знаменит не только этим:
- он считается самым старым вокзалом Москвы – его заложили в 1844 году, а первые поезда отсюда отправились в 1851 году;
- Ленинградский вокзал имеет «брата-близнеца» - Московский вокзал в Петербурге;
- проектировал оба вокзала один и тот же зодчий – знаменитый Константин Тон, который также работал над рядом исторических построек Москвы, включая и здание Оружейной палаты в Кремле;
- за всю свою историю вокзал 4 раза менял название: сначала его называли Петербургским, затем с 1855 до 1923 года - в честь императора Николаевским, до 1937 года – Октябрьским, потом переименовали в Ленинградский;
- первая масштабная реконструкция вокзала состоялась лишь в 1974 году;
- Ленинградский вокзал является единственным вокзалом Москвы, который подчиняется железнодорожному управлению другого города – Санкт-Петербурга.
С Ленинградского вокзала можно добраться на поездах в Петербург, Тверь, Клин, Крюково.
Экскурсии в России
Витебский вокзал, Санкт-Петербург

Витебский вокзал, построенный в Санкт-Петербурге в 1837 году, тоже засветился на большом экране. Именно в декорациях этого вокзала разворачивается действие фильма «Вокзал для двоих». Снимали тут и советскую ленту «Приключения Шерлока Холмса».
Оригинальное здание вокзала было возведено из дерева и имело всего 1 этаж. Первые поезда с этого вокзала отправлялись в Царское Село.
Принимал железную дорогу, проложенную между столицей и Царским Селом, сам император. Кстати, именно он провел на карте прямую линию, по которой и должна была строиться железная дорога. Однако во время проведения линии на карте произошел небольшой казус – император случайно очертил карандашом часть своего пальца. Признаться в ошибке ему не позволила гордость, а подчиненные, следуя проложенному маршруту, сделали при строительстве дороги небольшой крюк.
Первую поездку по новой железной дороге совершил император. В машинистах у него был инженер, который проектировал железнодорожную ветку. На поездку император потратил 35 минут. Именно столько и сейчас занимает путешествие на поезде из Санкт-Петербурга до станции Царское Село.
В 1840-х годах было решено снести деревянное здание вокзала. Вместо него построили каменное - прочное и вместительное. Архитектором Витебского вокзала выступил тот самый Константин Тон, о котором мы уже говорили в связи с Ленинградским вокзалом Москвы.
Вокзал перестраивали еще раз – в начале прошлого века.
В настоящее время Витебский вокзал славится тем, что посадочные платформы в нем расположены на втором этаже.
Вокзал Казань-пассажирская, Казань

Вокзал Казань-пассажирская расположен в самом центре столицы Татарстана. От него за 15 минут пешком можно добраться до главной казанской достопримечательности – Кремля. Местные власти все время говорят о том, что следовало бы передвинуть вокзал в более отдаленное от центра место, но все эти планы так и остаются лишь на бумаге.
Железнодорожный вокзал в Казани появился в 1896 году, когда город соединили железной дорогой с Москвой. Кто работал над проектом здания вокзала точно неизвестно. Некоторые краеведы предполагают, что архитектором Казани-пассажирской выступил знаменитый местный зодчий Генрих Руш, но письменных свидетельств этому нет. Впрочем, то историческое строение серьезно пострадало при пожаре 1992 года. Здание полыхало так, что он него остался только остов.
Его восстановили довольно быстро – и сейчас станция Казань-пассажирская вновь используется по своему назначению. Более того, это здание вокзала признали самым безопасным в стране – здесь усилены меры по контролю над пассажирским потоком.
В комплекс казанского вокзала входит также здание с пригородными кассами. Его тоже отремонтировали, оставив от декора старой постройки лишь одно мозаичное панно, на котором изображена татарская девушка.
Вокзал Новосибирск-главный, Новосибирск

Вокзал Новосибирск-главный поражает своими размерами. Это один из крупнейших транспортных узлов России.
Железнодорожный вокзал в будущем Новосибирске строили одновременно с самим городом. Первоначально новую железнодорожную станцию, появившуюся на Транссибирской дороге в 1893 году, назвали Обь, а затем постоянно переименовывали, пока за вокзалом не закрепилось нынешнее название.
Первое каменное здание на территории вокзального комплекса появилось в 1906 году. Постепенно все деревянные постройки были снесены и заменены зданиями из более прочных, современных материалов.
То здание вокзала, которое мы видим сейчас, было возведено в 1939 году. Над проектом здания работало множество прославленных архитекторов. Первоначальный проект вокзала предоставил киевлянин Николай Волошинов, впоследствии к работе над чертежами присоединился местный зодчий Андрей Крячков, автор множества архитектурных памятников в центре Новосибирска.
Многие местные жители считают, что здание их железнодорожного вокзала с торца напоминает паровоз. Вряд ли архитекторы специально хотели добиться такого эффекта, но оно действительно имеет форму локомотива.
Любопытным туристам, оказавшимся в ожидании своего поезда на вокзале Новосибирск-главный, будет чем заняться. Например, можно сходить посмотреть на реплику поезда «Проворный», на котором царь Николай I ездил в 1837 году из Санкт-Петербурга в Царское Село, испытывая новую железную дорогу. Ее можно увидеть в стеклянной пристройке, которая расположена между двумя зданиями вокзала, обслуживающими дальние и пригородные направления.
Экскурсии в России
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!


Комментарии