Первый итальянский зодчий Москвы

Содержание статьи
Потомственный архитектор, Аристотель Фиораванти приехал в Россию уже в солидном возрасте, имея за плечами большой опыт и профессиональную славу. И успел в Москве немного. Но то, что он сделал, оказало большое влияние на развитие русской архитектуры, военного дела и строительства. Самое важное – он построил главный православный храм Руси XV-XIX веков.
На родине он прославился как выдающийся инженер. Первым в мире произвел перемещение строения. Да еще какого – церковной колокольни высотой 24 м. Событие произошло в 1455 году и было задокументировано. Колокольня болонской церкви Санта-Мария Маджоре была передвинута на 13 (!) м – для нужд города. Для середины XV века факт был сродни чуду и прославил Фиораванти как инженера. В дальнейшем его приглашали для решения других нестандартных строительных задач. Причем решал он их блестяще. Но Аристотелю хотелось продолжать семейную традицию и работать архитектором.
Возможно это и стало одной из причин, чтобы принять приглашение работать в Москве. И не просто работать, а построить первый после татаро-монгольского нашествия русский собор. Который, по замыслу Ивана III, должен стать символом объединения русских земель в единое государство.
Успенский собор: инженерные решения нового архитектора
Его уже начинали строить тремя годами раньше. Но каменные стены, возводимые местными мастерами, несколько раз обваливались. Казалось, наконец повезло: стены стояли, стройка продолжилась, осталось немного. И тут недостроенный собор обрушился полностью. Прошел слух, что место – Боровицкий холм – проклятое.
Но жена Ивана III – византийская царевна Софья Палеолог – посоветовала просто пригласить мастеров из других стран. Выбор русского посла в Италии пал на прославленного Фиораванти. Приглашенному архитектору вновь помог талант инженера. Он начал с полного обследования местности и остатков рухнувшего собора.
Фиораванти счел совершенно непригодными использовавшийся мягкий известняк и строительный кирпич. Для нового строительства сначала построили кирпичный завод, где применялась итальянская методика производства.
Во-вторых, зодчий решил заложить более основательный фундамент, чтобы укрепить многократно копанный грунт. Велено было делать рвы на глубину 5 м и вбивать в них дубовые сваи. Кстати, во время раскопок рабочие обнаружили в земле человеческие кости и языческих идолов из камня. Это подтвердило слухи о жертвоприношениях на этом месте в древние времена. Кости и идолов утопили в Москве-реке. Может быть, поэтому строительство началось и завершилось благополучно?
Фиораванти учел все ошибки предшественников, все тщательно рассчитал и выверил. Для укрепления стен зодчий использовал железные сваи – аналог современной арматуры – и невероятной прочности известь. Их возводили в 2 кирпича и тоже укрепляли внутри металлическими перевязками. Ту часть, которая перекрывалась крестовыми сводами, возвели из тесаных каменных блоков. Внутри собора столпы, своды и барабаны сделали кирпичными и облицевали белым камнем.

Интересное
Русский собор с итальянскими мотивами
Еще до начала проектирования собора, зодчий отправился в путешествие по стране, чтобы проникнуться традициями древнерусской архитектуры. Особенно тщательно он изучал собор Успения Богородицы во Владимире, взяв его за образец. Все традиционные приемы русского храмового зодчества Фиораванти использовал во внешнем оформлении собора.
Высокое здание венчают 5 куполов-шлемов. Белые стены храма созданы в простом стиле новгородских строений. Единственным их украшением служит пояс из арок и тонких колонок по образу владимирских церквей. Соединив воедино черты русских храмовых строений, зодчий умело вплел в них стилистические особенности европейских церквей. Например, широкое и высокое крыльцо собора создано в итальянском террасном стиле. Оно прекрасно вписывается в площадь, на которую выходит, и будто бы приглашает войти.
Фиораванти реализовал немало революционных для России того времени идей, создав светлый и просторный храм. Он не стал разделять внутреннее пространство, как это принято в русских храмах. Зодчий упразднил хоры, выделил отдельное место для царской семьи. А в качестве опор возвел 4 массивных столба. Они образуют внутри огромный простор, который предстает перед входящими в собор во всем великолепии торжественного зала.
Архитектор стремился вместить в собор и самобытность русской культуры, и современные архитектурные тенденции. И это ему удалось. Получился гармоничный русский храм с оттенком итальянского Возрождения. При этом прилегающее к собору пространство обустроено как основа Соборной площади Кремля.
Словом, сам того не подозревая, Фиораванти заложил в России основы новой архитектурной школы – с гармоничным сочетанием традиций национального зодчества и новейших тенденций архитектуры Возрождения.
И еще: храм он построил за 4 года – срок невероятно короткий для технологий того времени.

Где остановиться в Москве










Отель Radisson Blu Belorusskaya Hotel, Moscow
3-я ул. Ямского поля, д. 26А, Москва









Отель Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park
Ленинградский проспект 36 строение 33, Москва









Отель Холидей Инн Москва Сокольники
Русаковская улица, д. 24, Москва









Отель МонАрх Москва (ранее Ренессанс Монарх)
Ленинградский проспект 31 А стр.1, Москва









Отель Brosko Moscow
улица Новый Арбат, д. 21, строение 2, Москва









Отель Radisson Blu Olympiyskiy Hotel, Moscow
ул. Самарская, 1, МоскваЧто еще сделал Фиораванти для России
- Научил русских мастеров получать хорошую известь;
- Внедрил в строительство применение железной арматуры для укрепления конструкций;
- Создал производство прочного кирпича нового типа;
- Познакомил русских строителей с новейшими приемами европейских коллег, например, с использованием подъемных машин для подъема каменных блоков;
- Принимая участие в русских военных походах в качестве инженера, он наладил строительство переправ через реки и построил невероятно прочный мост через реку Волхов;
- Наладил пушечное производство, обучил русских военных мастеров и был назначен главой артиллерии русских войск;
- Оставил в наследство множество других смелых инженерных решений;
- Спроектировал строительство стен Московского Кремля из красного кирпича – тех самых стен, которые уже свыше 500 лет украшают главную площадь Москвы.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Наш канал в Yandex дзен
Вконтакте



Добраться самостоятельно до Москвы
Популярные статьи





Комментарии