Занимательные легенды и факты о музее-усадьбе Абрамцево
Музей-заповедник Абрамцево – удивительное место в Подмосковье, известное своими живописными видами и особой атмосферой. Начиная с 18 века усадьбой владели династии А.М. Волынского, Ф.И. Головина, Л.В. Молчанова, С.Т. Аксакова, С.И. Мамонтова. Каждый из владельцев Абрамцево внес весомый вклад в развитие этого места. Судьба усадьбы наполнена интересными фактами и легендами.
Живая сказка
На территории усадьбы многое было перестроено, когда ей владела чета известных меценатов Мамонтовых. У супружеской пары было несколько своих и приемных детей. Елизавета Мамонтова (жена Саввы Мамонтова) хотела создать для детей сказочный мир, окруженный красотами русской природы. С этой целью она попросила великого художника В.М. Васнецова, часто гостившего в усадьбе, нарисовать проект «Избушки на курьих ножках». В результате в 1883 году в Абрамцево появился шедевр деревянного зодчества, украшенный фигурами сказочных персонажей.
Кроме избушки, в западной части усадьбы по проекту И.П. Ропета была построена баня, внешне напоминающая теремок. Архитектурные элементы достопримечательности соответствуют классическому русскому стилю. Наиболее ценными считаются хорошо сохранившиеся:
- изразцовая печь;
- старинная мебель из дорогих пород дерева;
- резной мезонин;
- растительный орнамент на ставнях.
Сегодня в бане-теремке устраивают выставки декоративно-прикладного искусства, на которых можно увидеть предметы крестьянского быта 18-19 веков, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой, необычную посуду, расписанную в техники хохломы и гжели.
Экскурсии в России
Домашний театр
Савва Мамонтов отличался хорошими голосовыми данными и незаурядным талантом. После заграничных поездок по Италии он привозил в Абрамцево интересные идеи для постановок, выполняя роль режиссёра. Творческая интеллигенция того времени с удовольствием принимала участие в спектаклях достаточно профессионального уровня. Мамонтов не жалел денег на костюмы, декорации и световые эффекты.
Познакомившись с Александром Островским, меценат загорелся идеей поставить спектакль «Снегурочка» по мотивам легенд славянской мифологии. Спектакль имел большой успех сначала на сцене домашнего театра, а затем в частной опере Мамонтовых. Примечательно, что одну из главных ролей играл В.М. Васнецов, который создал для спектакля эскизы сказочных персонажей и сценические декорации.
Девочка с персиками
История легендарной картины Валентина Серова началась в Абрамцево. В качестве главной героини художник выбрал одиннадцатилетнюю дочь Мамонтовых Веру. Девочка позировала мастеру в течение нескольких недель. Будущий шедевр был продуман до мелочей: персики, выращенные в саду помещика, столовая, где собиралась творческая интеллигенция Москвы, мебель, гренадер в левом углу, нарисованный с невероятной точностью. Серов хотел нарисовать картину на память о себе для Саввы Мамонтова.
В результате картина стала невероятно популярной, однако у Веры Мамонтовой судьбы сложилась трагически. Будучи взрослой, Вера долго ждала разрешение на брак со своим женихом, который относился к дворянскому роду. Родители юноши были против брака с дочерью помещика.
Поженившись, у пары родилось трое детей, один из которых умер в возрасте одного года. Вскоре Вера заболела пневмонией и умерла в возрасте 32 лет. Ее муж долго не мог оправиться от горя и часто приезжал в Абрамцево, погружаясь в счастливые воспоминания о прошлом.
Василий Поленов и Абрамцево
В. Поленов был одним из лучших друзей Саввы Мамонтова и жил в Абрамцево по несколько месяцев. Он был единственным представителем «кружка абрамцевых», который имел в роду потомственных аристократов и дворян. Усадьба не только вдохновляла художника на творчество, но и открыла в нем дар воспитателя. Василий проводил много времени с сыновьями Мамонтовых, соорудил для них причал на реке Воря, сделал эскизы для лодок.
Большая часть биографии художника связана с Абрамцево. Когда Мамонтов решил построить собственную церковь на территории усадьбы, Поленов принимал активное участие в создании эскизов для хоругвей. Кроме того, художник, вдохновленный впечатлениями о путешествии по Ближнему Востоку, делает эскизы для алтаря церкви. В итоге получается необычный для православной церкви алтарь, украшенный резными деревянными элементами. Также Поленов создает паникадило в виде круглой лампы, состоящей из нескольких старинных светильников. На фасаде церкви можно увидеть нарисованный Поленовым образ Христа, который при разном преломлении солнечного света выглядит светлее или темнее.
В процессе работы над церковью художник влюбился в двоюродную сестру хозяйки усадьбы. Поленов и его избранница стали первой парой, которая обвенчалась в стенах новой церкви.
Комментарии