Крымская железная дорога
Омываемый двумя морями, с удивительной красоты природой и благодатным климатом, Крым всегда был любимым местом отдыха и лечения. С XVIII века сюда приезжали известные люди, от Гоголя и Пушкина до членов царской семьи. А всеми почитаемый Чехов и вовсе переехал в Ялту. В то время путь в этот эдем был непростым. Это сегодня мы решаем, как добраться в Крым – автомобилем, поездом или самолетом. А в XVIII столетии путешествие из Москвы на полуостров занимало месяц. Все изменило появление железнодорожного сообщения.
Краткая история строительства железной дороги в Крыму
Источник фото: Rosavtodor.ru / Wikimedia Commons
Возможность строительства железной дороги, которая бы соединила полуостров с «большой землей», обсуждалась еще при Александре I. Но первую железную дорогу Крыма построили англичане в 1855 году. Напомним, что в период Крымской войны Балаклава пару лет была британской базой. Для собственных военных нужд они построили линию до Севастополя. Год спустя, перед тем, как покинуть Крым, рачительные британцы разобрали дорогу и рельсы продали в Турцию.
Крымская война помогла оценить стратегическую важность развития стальных магистралей в Крыму. В 1861 году в Ливадии появилась царская резиденция, отдых на крымском побережье стал модным. А добирались по-прежнему с большими сложностями. Изначально для строительства привлекли иностранных специалистов. Но, после серии обманов с их стороны, за дело взялся московский промышленник и железнодорожный магнат Петр Губонин.
Пассажирские поезда пошли по первой «железке» в 1875 году. Но уже в 1874 в Симферополь пришел первый товарный состав. Причем по плану магистраль собирались прокладывать в десятках километров от города. Однако власти и купечество Симферополя быстро оценили перспективы нового вида транспорта. И предоставили землю для строительства бесплатно.
В «город русских моряков» дорогу пришлось вести через Крымские горы, прокладывая мосты и пробивая тоннели. Только на участке Мекензиевых гор (уже в окрестностях Севастополя) прорезали в скалах 6 тоннелей. Первая ветка, протяженностью 665 км, соединила станцию Лозовую в Харьковской области с Севастополем.
Магистраль превратила некогда курорт для избранных в доступный многим. Стала развиваться инфраструктура на всем побережье, появились новые рабочие места на железной дороге, в новых гостиницах и пансионатах. А строительство новых линий продолжалось. В 1892 году пошли поезда в Джанкой и Феодосию, в 1900 – в Керчь, в 1915 – в Евпаторию.
Приднепровская железная дорога
Территориально является предшественницей Крымской дороги, с общей историей. До революции называлась Екатерининской железной дорогой, линии которой шли не только в Крым. Они соединяли угольные шахты Донбасса и криворожские железорудные месторождения. Основной объем товарных перевозок составляли уголь, руда, камень, соль, хлеб. А в центральные регионы России везли знаменитые крымские фрукты.
Во время войны Приднепровская железная дорога была разрушена почти полностью. При этом железнодорожники делали невозможное – на ходу ремонтировали и составы, и пути, обеспечивая перевозки. После победы железнодорожные сети не только восстановили, но и реконструировали:
-
полностью отстроили здания и инфраструктуру вокзалов и станций
-
возвели несколько новых крупных железнодорожных мостов
-
электрифицировали более 70 % всего состава.
Новейшая история считается временем расцвета железнодорожного сообщения. Линии пронизывали всю территорию Украины, на них вводились все новейшие разработки. Например, в 1971 году на одном из перегонов прошел испытание пилотный проект авиационного КБ Яковлева – ученые создали вагон, который мог развивать скорость до 260 км/час. Тогда это был мировой рекорд.
После присоединения Крыма к Российской Федерации, Приднепровская железная дорога в Крыму стала частью транспортной системы России.
Железнодорожные вокзалы Крыма
Один из красивейших регионов России украшает не только природа. Архитектура древних крепостей и старинных особняков гармонично сочетается с работами зодчих новых столетий. Тому пример – здания железнодорожных вокзалов крымских городов.
Вокзал в Симферополе
Автор фото: Sergey Ashmarin. Источник: Википедия
Город называют «воротами Крыма», многие попадают в него по железной дороге. Их встречает великолепный ансамбль из белого инкерманского камня, в стиле которого явно прослеживаются итальянские мотивы:
-
красивые арки и галереи;
-
прелестный внутренний дворик;
-
оригинальная 42-метровая башня с часами.
Вокзал был спроектирован в 1945 году взамен разрушенного войной. Строительство продолжалось пять лет, а открытие стало настоящим городским праздником. Во многих элементах композиция перекликается с декором Ливадийского дворца. В общем, красивый пример южного зодчества и объект культурного наследия.
Вокзал в Севастополе
Автор фото: Andrey Yu-v. Источник: Википедия
На первой железнодорожной станции появился и первый вокзал – в 1875 году. Когда-то местность была малярийным болотом, которое засыпали грунтом от строительства адмиралтейских верфей. И до сих пор место в народе носит название «Пересыпь». В 1927 году здание пережило знаменитое крымское землетрясение, его удалось восстановить.
Но войну вокзал не пережил, его пришлось возводить заново на старом фундаменте. Построенное в 1950 году здание полностью соответствует канонам сталинского ампира – с круглыми башнями, арками, лепниной и высокими шпилями. Перед входом – небольшой фонтан.
Несмотря на то, что Севастополь располагается в железнодорожном тупике, вокзал остается оживленным местом. Многие просто приходят полюбоваться отреставрированной туристической достопримечательностью.
Вокзал в Феодосии
Автор фото: Vadim Indeikin. Источник: Википедия
Железнодорожную ветку сюда прокладывали в конце XIX века почти по морскому берегу. Долгое время предпоследняя перед Феодосией станция Айвазовская выполняла функции городского вокзала. Появившееся здание в Феодосии простояло до войны. В 1956 году построили новый вокзал. Есть данные, что для проекта использовались идеи И. Айвазовского, уроженца Феодосии. Напомним, что великий художник уделял внимание развитию родного города и приложил много сил к появлению здесь железной дороги.
Ансамбль стилизован под рыбацкий домик, с покатой крышей центральной части, возвышающейся над соседними строениями. Общий вид придает вокзалу очарование южной провинции. Сегодня вокзал принимает в основном электрички. Старожилы вспоминают, что в советские времена, когда в Феодосии обслуживали поезда дальнего следования, при их отправлении включали марш «Прощание Славянки». Этот трогательный эпизод запомнился всем, кто покидал полуостров из Феодосии.
Вокзал в Керчи
Вокзалы в Севастополе и Феодосии интересны больше как архитектурные достопримечательности и не несут большую транспортную нагрузку. А вот вокзал в Керчи с начала прошлого века и до сих пор остается важнейшим транспортным узлом. Сегодня основной объем составляют грузовые перевозки – пассажиры предпочитают морской путь.
Вокзал в Евпатории
Позже других, в 1916 году, появился вокзал в Евпатории. Вскоре после его открытия здесь побывала царская семья. Во время войны он тоже был разрушен, новое здание построили в 1953 году, в типичном для того времени стиле. В советское время Евпатория принимала пассажирские поезда, сегодня, при развитой системе автодорог, сюда ходят электрички.
Основные ветки железной дороги
В конце 2019 года открылось пассажирское железнодорожное сообщение по Крымскому мосту. Спустя полгода через мост пошли грузовые поезда. В связи с этим в сентябре 2020 года паромная переправа через Керченский пролив прекратила работу.
Несмотря на активное строительство и реконструкцию автомобильных магистралей полуострова, железная дорога по-прежнему востребована. Сегодня действуют ветки из Симферополя (Остряково) в Евпаторию, из Соленого озера (первого ж/д пункта на пути пассажиров после озера Сиваш) до Симферопольского района.
На линии Джанкой – Феодосия есть узловая станция Владиславовка. Здесь останавливаются все пассажирские поезда из Керчи, электрички Джанкой – Керчь, а также идущие из Феодосии в Армянск, Симферополь, Кировское и обратно.
По-прежнему нет железнодорожного сообщения с Ялтой. Проект строительства рассматривался еще в конце XIX века, но не был реализован. В советское время строительство было признано опасным – в связи с высокой сейсмичностью района.
Комментарии