Историки: "Разрушение хачкаров Джульфы - преступление против человечности"
положению и роли, в известной степени внесла инновации в иконографию, орнамент и частично семантику хачкаров. Такое беспрецедентное развитие искусства хачкаров в Джуге явилось результатом экономико-культурного подъема, пережитого этим поселением в 15-16 веках благодаря транзитной торговле шелком. Однако, этот подъем трагическим образом был приостановлен насильственным переселением, организованным согласно указу первого правителя Персии - Шаха Аббаса, а затем - поджогом и разрушением города. Из порядка 10 тысяч хачкаров, имевшихся в 17 веке, к 20 веку в Джуге осталось лишь около 3 тысяч. В конце 2002 года в результате варварства, организованного со стороны правительства Азербайджана, были уничтожены и последние 3 тысячи хачкаров Джуги. В декабре 2005 года азербайджанские вооруженные формирования тяжелыми молотами расщепили последние осколки хачкаров и, перевозя их на машинах, свалили в Аракс.
Это преступление было заснято с иранского берега и распространено по всему миру. Параллельно с отражением различных модуляций армянской культуры хачкары Джуги являлись лучшим выражением той синтетической культурной среды, в которой они появились. Мировоззрение и вкусы общины, занимавшейся торговлей с дальными странами и имеющей благодаря этому общирные и многоплановые экономические, политические и культурные связи, ее предпочтения и инновации своеобразно отразились в хачкарах. Как в объемных решениях, так и в растительном и геометрическом орнаменте можно выделить особенности (сверхстройность, неизменная ширина плиты, почти обьемное представление ниши, преобладание простого декора и др.), которые появились вследствие взаимовлияния армянского и персидско-мусульманского искусств. В некоторых композициях заметно влияние западно-европейской иконографии, а
отдельные скульптуры явно содержат в себе монгольские черты и образцы индийского и тибето-китайского фронтального изображения. В какой мере, какими путями и посредством чего они превратились в культурное явление, демонстрируя великий и многогранный образ Шелкового пути, - задачи, которые должны были ставиться и исследоваться на основе наследия хачкаров Джуги. Таким образом, культура хачкаров Джуги важна не только для наследников и исследователей армянской культуры, но и для носителей и исследователей мусульманской и персидской, европейской и даже культуры Юго-Восточной Азии. Эти памятники являлись ценным источником для изучения не только армянского, но и персидского, индийского, юго-восточного искусств и их взаимовлияний. Посягательство на всякое проявление культуры - уже само по себе большое преступление против человечности, и тем более непростительно злодеяние,
вследствие которого теряются ценности, вмещающие в себя культурное многообразие и завоевания различных культур, а следовательно и культурные ценности, отражающие диалог людей и народов". Карабахский археолог Вардгес Сафарян отметил в интервью ИА REGNUM, что своей самобытностью хачкары на кладбище в Джуге занимают особое место в истории искусства армянского хачкара.По его словам, практика уничтожения армянских памятников на территории современного Азербайджана не является чем-то новым.По словам археолога, отчуждение и затем присвоение культурных ценностей обычно протекало с помощью достаточно гибкого внутреннего механизма. Механизм опосредованного присвоения давал возможность сохранять при необходимости кажущуюся нейтральность и обьективность. В присвоении культурных ценностей были задействованы административные органы и научная интеллигенция, а отношение азербайджанского народа к этому наследию оставалось полуравнодушным и полувраждебным.
Предыдущие
новости Армении
Большинство банков Армении прекратит прием карт «Мир» с 30 марта
Авиакомпания Armenian Airlines возобновляет рейсы между Ереваном и Батуми
«Уральские авиалинии» возобновят рейсы в Армению
Калейдоскоп
Внимание!
Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru
Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.
Это интересно