Традиция связывает Хануку, праздник огней и света, с событиями более чем двухтысячелетней давности, когда евреи одержали победу над иноземными завоевателями и сохранили национально-религиозную идентичность. Во II веке до нашей эры Иудея находилась под властью Селевкидов - потомков одного из сподвижников Александра Македонского. В отличие от своих предшественников, лояльно относившихся к иноверцам, царь Антиох IV Эпифан начал политику насильственной эллинизации, повсеместно насаждая культ греческих богов и заставляя евреев отречься от своей веры.
В ответ евреи подняли восстание, вошедшее в историю как Маккавейские войны, освободили Иерусалим и очистили Иерусалимский Храм от захватчиков. Войдя в Храм, победители, как гласит предание, хотели зажечь золотой светильник, однако обнаружили, что все масло для него осквернено.
"Искали и нашли только один кувшин с маслом, запечатанный печатью первосвященника, но находившегося в нем масла хватало только на один день. И произошло чудо - масло зажгли, и его хватило на восемь дней. На следующий год эти дни были объявлены праздниками", - говорится по этому поводу в Талмуде. В память о чуде в еврейских домах принято зажигать ханукальные свечи, которые ставят на особый подсвечник - "ханукию". В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй - две, в третий - три и так далее. На ханукии обычно есть место и для девятой, так называемой "служебной" свечи (на иврите - "шамаш"), от которой зажигают остальные свечи.
Еще одним непременным атрибутом праздника являются "суфганийот" - аппетитные пончики с разнообразной начинкой, покрытые сахарной пудрой или глазурью. По оценкам Ассоциации промышленников Израиля, в этот году жители страны съедят около 17,5 миллионов пончиков - как традиционных 80-граммовых, так и "диетических" весом по 35 граммов. Ожидается, что спрос на калорийное лакомство сократится на 4% по сравнению с продажами предыдущего года. Израильские промышленники объясняют это растущей заботой соотечественников о собственном здоровье.