Знаменитые памятники незаметно исчезают с улиц

В Москве готовятся отметить юбилей символа, который уже пять лет пылится в мастерских. 70 лет назад, в апреле 1937 года скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» привезли на выставку в Париж. Оттуда она вернулась с триумфом, став постоянным экспонатом главной советской выставки ВДНХ. В 2003 году памятник отправили на реконструкцию, которая так до сих пор и не началась. Похожая участь постигла и другие монументы Мухиной. Рабочий и колхозница вместе у ВДНХ простояли больше полувека. Но в 2003 железная пара исчезла. Монумент разобрали для комплексной реставрации, но работу затянули согласования и интриги.

Сначала выясняли, кому принадлежит земля под постаментом, потом искали техническую документацию. Вот уже 5 лет пыльные башмаки, руки и головы лежат в цехе Института строительных конструкций. Здесь одновременно испытываешь и любопытство, и чувство сожаления. Нога внутри напоминает фюзеляж самолета, у рабочего есть язык, а у колхозницы нет. Глаза и руки сделаны из тонкого металла толщиной всего полмиллиметра. Сейчас монумент похож на большой конструктор из 40 частей, который предстоит заново собрать. Потомки скульптора сомневаются, что такое вообще возможно, ведь после возвращения из Франции в Москву Мухиной пришлось создавать скульптуры заново, меняя и переделывая отдельные фрагменты.

Алексей Веселовский, правнук Веры Мухиной: «Само восстановление — процедура, которой никто никогда не занимался. Это некий эксперимент. И то, что мы получим в итоге, это, с очень большой долей вероятности, будет новодел». Иосиф Орджоникидзе, заместитель мэра Москвы: «Площадь пьедестала больше 20 тысяч квадратных метров. Мы хотим разместить там театр, фонд кинематографистов, разместить там несколько культурных учреждений». В полезные культурные учреждения мухинский монументализм не вписался. Обновленную скульптуру обещали вернуть на место еще в 2005 году, но до сих пор чиновники и архитекторы спорят о высоте пьедестала и необходимости строительства вообще какого-либо центра. Очередное торжественное открытие назначено на 2008 год.

Впрочем, «Рабочий и колхозница» оказались самой известной, но не единственной исчезнувшей работой Мухиной. Бронзовый Горький покинул площадь Белорусского вокзала два года назад, когда началась ее реконструкция. Этому памятнику не везло с самого начала. Сразу после открытия, по требованию госкомиссии, Мухиной пришлось работать прямо на улице, исправляя решительный взгляд писателя на спокойный и уравновешенный. Сейчас Горький лежит в парке скульптуры рядом с Центральным домом художника. Его тоже обещают вернуть на прежнее место, но когда это произойдет остается не ясным. Сюда же сослали и другое, менее известное творение Мухиной, «Требуем мира». Из шести фигур этой композиции уцелели трое.

Пока еще стоят, а точнее сидят на своих местах мухинские «Студенты» у главного здания МГУ, воссозданное учениками «Плодородие» и «Море» у Лужников и аллегория «Хлеб» у Речного вокзала. Если в прошлом Вера Мухина стала лидером по количеству известных и признанных работ, то в настоящем — по числу исчезнувших. Единственной авторской работой скульптора в Москве остается памятник Чайковскому у консерватории, но это, скорее, временное исключение. Уже до конца года, согласно планам, этот памятник собираются отправить на реставрацию.
Предыдущие новости России

Калейдоскоп

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле станет платным для иностранцев
Самый высокий водопад в Крыму оказался выше, чем считалось ранее
Под водой у побережья Египта нашли храм Афродиты
В Турции нашли новую достопримечательность
Чартерные рейсы на Шпицберген для туристов начнутся весной 2024 года
В Египте будут проводить экскурсии к затонувшему кораблю III века до н.э.
РСТ: российские туристы все чаще выбирают для отдыха глэмпинги
В Сочи объяснили, почему землетрясения стали происходить чаще


Внимание!

Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru

Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.

Это интересно