Романтики с «Большой дороги»

Тема: Экскурсии
Страна Россия - Сибирь | место: Белокуриха
Романтики с «Большой дороги». Сегодня Белокуриха - это город - курорт Федерального значения известная здравница не только в России но и за ее пределами. Сюда приезжают тысячи отдыхающих со всех уголков России. Как известно Белокуриха включена в международный туристский маршрут «Великий шелковый путь». На этом фоне «набирают обороты» и всякого рода небылицы о Белокурихе. Нельзя не согласиться с Александром Даниловичем Остаповым кандидатом медицинских наук автором более 80 научных работ высказавшему свое мнение по этому поводу. «О Белокурихе написано много. Давно изучена нелегкая порой драматичная история курорта. Удивляет лишь то что по мере роста курорта растет и тенденция к фальсификации его истории. Так появилось желание «обновить» название Белокурихи в связи с тем что оно происходит якобы от слов «Беле – кюр» что в переводе с алтайского языка значит «Рябиновй мост» то есть название должно звучать как «Белекюриха» - нарочно не придумаешь!» ( Остапов А. Д. «Курорт Белокуриха» 2013). Возможно очередная выдумка в виде версии «Беле – кюр» не была бы столь заметна если бы не одно обстоятельство: публикация якобы существующей алтайской легенды под названием «Рябиновый мост». Дело в том что в действительности такой алтайской легенды не существует во всяком случае в вышедшем в Новосибирске сборнике «Несказочная проза алтайцев» (куда вошли лучшие образцы алтайского фольклора) подобной легенды нет. Как же появилась легенда «Рябиновый мост»? Ответ в общем – то прост. Эту легенду придумали «позаимствовав» при этом сюжетную основу некоторых действительно алтайских легенд. Наглядным тому примером является эпизод (Арутай и барсук) из легенды «Рябиновый мост» в котором явно прослеживается основа сюжета известной алтайской легенды рассказывающая о целебной силе источников. Приведем ее содержание. «В давние времена один охотник смертельно ранил в горах марала. Но зверь не упал а быстро помчался прочь словно жизнь и не собиралась его покинуть. Охотник заметил на голове раненого марала рога с драгоценными камнями и помчался за ним не желая упустить такие сокровища. Истекая кровью добежал раненый марал до источника Аржан-Суу и с разбега бросился в воду. Пока охотник спускался с горы у зверя затянулась рана. Марал выскочил из воды и помчался быстрее ветра. Очень удивился этому охотник и бросил в воду сушеного хариуса. Рыба ожила и поплыла шевеля плавниками. Кинул охотник в воду шкуру выдры. Вынырнула выдра и поплыла так же как хариус. Понял тогда охотник что источник Аржан-Суу силу и жизнь дает». А вот как это выглядит в якобы алтайской легенде «Рябиновый мост». «Один остался пастух от боли и голода плача. Обезноженный пополз он по земле как червь. Но силы быстро его покинули и он потерял сознание. А тут бежал мимо молодой барсучок остановился около Арутая и острыми своими зубками укусил больную ногу пастуха. Застонал он от боли рассердился. Собрав последние силы схватил пастух барсука за шею и отбросил в сторону подальше от себя. Упал барсук на большой серый камень да и переломал себе задние лапки зафырчал жалобно и пополз к небольшому озерку над которым пар клубился». Разумеется волшебное озерко исцеляет барсука и конечно же Арутая. Подобное «перекраивание» архаичных сюжетов алтайских легенд не имеет ни какого отношения к алтайскому фольклору кроме того что в нем искажено художественное мировосприятие обычаи и традиции алтайцев. В той же книге («Белокуриха в дымке легенд») можно встретить алтайского князя (зайсана) по имени «Задница»! (Гудзень). Автору этого «литературного шедевра» (слывущему ныне мэтром экскурсионного дела в Белокурихе) не мешало бы ознакомиться с древним алтайским обрядом «ат адаары» - наречение имени (как основной формой моделирования социального статуса в традиционной культуре алтайцев) прежде чем выносить на аудиторию это возмутительное для алтайских народов сочинительство. Возникает вопрос. Для чего гости Белокурихи отправляются на экскурсию где речь идет по сути о доморощенных легендах выдаваемых при этом за алтайский фольклор? Распространяются и другие подобного рода книжечки в которых льются оскорбления на исторические имена: «Белокуров ау! А в ответ - тишина». Выплескивается откровенное пренебрежение к историческим документам: в воображении так называемого юмористического поэта например архивные карты есть не что иное как «мазня» пьяного дьяка. Что же касается версии «Беле – кюр» то искусственность происхождения данной топонимической конструкции вполне очевидна. Во – первых: данная топонимическая конструкция («Беле – кюр») противоречит традиционному способу образования алтайских названий рек состоящих из двух слов. Во – вторых: в окрестностях Белокурихи встречается рябина но берегам реки она практически не растет. Это легко проверить если пройти вверх по течению. Тогда как на возвышенности где более сухая почва рябины довольно много (не случайно на горе Церковке ближе к вершине осенью от рябины хорошо виден оранжево – красный цвет). К тому же рябина это как правило одиночно растущее дерево. О каких же тогда зарослях из рябины над рекой (в виде мостов) идет речь в данной версии? Очевидно что подобная трактовка происхождения названия «Белокуриха» является вымыслом своего рода «информационной уткой» запущенной в виде очередной версии. Вся эта вакханалия выдумок сегодня прикрывается неким «романтическим ореолом» девиз которого «Кому что нравится» «Чем больше мнений тем больше впечатлений». И впечатляют: то «рябиновые мосты» вырастают перед туристом словно миражи то скала превращается в «каменный фаллос» на глазах изумленной публики а то и алтайские имена «встряхивают эмоционально» ничего не подозревающего слушателя. Ксанат г. Белокуриха.


Оставить комментарий:

Введите текст

Имя

E-mail

Статьи об Сибири

Это интересно