Шарлеруа

Фото: Шарлеруа (Бельгия)

Шарлеруа – бельгийский город, разместивший свое двухсоттысячное население в полусотне километров южнее Брюсселя. Его основатели – испанцы – замыслили первоначально обычную крепость, предназначенную защитить территорию от короля французов Людовика XIV. Названная испанскими строителями Шарнуа́, крепость со временем разрослась до городского уровня, обретя имя Шарлеруа – в честь пятилетнего тогда короля Испании Карла II.


К сожалению, указанный представитель испанской ветви Габсбургов был исключительно немощен – физически и психически. Возможно, именно это сказалось на противоречивой истории названного в его честь города. Достаточно сказать, что вскоре поле основания в 1666 году его стали осаждать иноземные армии.

За свое существование Шарлеруа побывал в руках голландцев, французов, австрийцев, периодически возвращаясь к испанцам. Лишь в 1830 году он перешел Бельгии, под юрисдикцией которой пребывает поныне.


Истинный толчок всей бельгийской экономике дало разрушение городских стен, происходившее постепенно в 1867 – 1871 годах. Это событие сняло территориальные ограничения для развития Шарлеруа, выведя Бельгию на второе место после Великобритании по совокупности производства стеклянной и металлургической продукции, а также уровню угледобывающей отрасли.

Именно обилие шахт обеспечило городу неофициальное название "Чёрной страны". Продолжая многовековую традицию, в двадцатых – пятидесятых годах века минувшего в Шарлеруа ринулись сменявшие друг друга волны итальянских шахтеров, шестьдесят тысяч из которых ныне составляют треть оседлой части горожан. Последовавшее вытеснение нефтью более дорогостоящего угольного топлива, ознаменовавшее пришествие конца промышленной революции, сказалось на экономике Шарлеруа, создав труднопреодолимые проблемы.


Стремление власть имущих компенсировать реструктуризационные потери сводятся к попыткам диверсифицировать городскую экономику. В частности, за счет развития аэрокосмической промышленности. Помогают удержать планку финансового благополучия и расположенный в Шарлеруа железнодорожный узел, играющий перевалочную роль, аэропорт и канал, напрямую выводящий к Северному морю.

Представляет интерес неоклассическая ратуша Шарлеруа, возведенная относительно недавно – в 1936 году. Второй свой этаж она предоставила Музею изящных искусств, залы которого заполняют картины художников, почтивших эти места фактом своего рождения или же временного пребывания. Итоги вдохновенного творчества здесь представили и сюрреалисты, и экспрессионисты, и импрессионисты, и карикатуристы, и незыблемо верные натуре реалисты.


Базилика Святого Христофора, расположенная напротив ратуши, изначально замышлявшаяся как небольшая барочная церковь, несколько раз подвергалась расширению и обновлению. Впервые ее облик корректировали в 1957 году, последнюю косметическую процедуру она пережила в 1994 году. На фоне преимущественно бетонных зданий, отличающих городскую застройку, ратуша выглядит весьма эстетично.

Не обделены определенного рода достопримечательностями и окрестности Шарлеруа. В частности, бывшая шахта Буа-дю-Казье предоставила свои обезлюдевшие штреки под Центр промышленного наследия. Его изюминками являются Промышленный музей и Музей стекла, собирающие немало экскурсантов.


Карта
Большая карта

Это интересно