Китайский дворец
Китайский дворец расположен в глубине Верхнего парка дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» и со всех сторон окружен зеленью. Дворец является частью комплекса императрицы Екатерины II «Собственная дача». Он был построен в 1762-1768 гг. по проекту итальянского архитектора А. Ринальди.
Изначально Китайский дворец состоял из одного этажа. Лишь в середине 19 в. он получил новый облик. Согласно проекту А.И. Штакеншнейдера и Л.Л. Бонштедта надстроили второй этаж, к торцам здания с запада и востока пристроили помещения-антикамеры, появился балкон, под который была подведена застекленная галерея, которая соединяла два ризалита с южной стороны здания.
Архитектурное решение здания характеризуется сдержанностью и строгостью, но, несмотря на это, внутреннее его убранство отличается изысканностью и праздничностью оформления. Значительную часть живописной коллекции дворца составляют плафоны, которые были написаны специально для этого помещения. Тринадцать плафонов были выполнены ведущими венецианскими мастерами Академии живописи и скульптуры (Д. Маджотто, Г. Дициани, Д. Гуарана, Ф. Цуньо и Д.Б. Питтони), которые группировались вокруг крупного живописца-декоратора того времени Д.Б. Тьеполо. С. Торелли и С. Бароцци создали еще четыре плафона. Эти мастера работали непосредственно в Китайском дворце, ими была украшена большую часть его интерьеров.
Экскурсии в Ломоносове (ораниенбаум)
Особенным изяществом отличается Зал муз, который называется еще Живописной галереей из-за обилия живописного убранства. Стены его украшают темперные росписи С. Торелли, на которых в обрамлении изящной и легкой лепки на фоне облаков изображены девять Муз. Также в технике темперы выполнены живописные композиции падуг потолка, который венчает плафон «Торжество Венеры».
Оригинальностью убранства отличается и Стеклярусный кабинет, который практически в полном объеме сохранил отделку 1760-х гг. Стены этого помещения разделяются золочеными резными рамами на несколько отдельных панно. Их всего двенадцать: десять расположены на стенах кабинета и два десюдепорта. Они представляют собой холсты, на которых выполнена вышивка стеклярусом (из трубочек молочного стекла), а также ворсистым разноцветным шелком (синелью - от фр.«chenille»). На искрящемся фоне видны замысловатые композиции с фантастическими птицами посреди фантастического пейзажа, обрамлением которого служит легкий и подвижный растительный орнамент. Работа над этим панно длилась около двух лет: с 1762 по1764 гг. Вышивали его девять русских золотошвей под руководством Марии де Шель, актрисы французской театральной труппы. Рисунки для изготовления стеклярусных панно были выполнены «вольным живописных дел мастером», Серафино Бароцци, который работал в Петербурге, в 1762 г. Стеклярус изготовили на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, организованной неподалеку от Ораниенбаума М.В. Ломоносовым.
В интерьере Большого Китайского кабинета наиболее ярко воплощены восточные мотивы: стены отделаны наборными деревянными панно, выполненными в технике маркетри, которая представляет собой мозаику из пластин разных пород древесины. Панно инкрустировано пластинками из моржовой кости. На панно изображены галантные сценки из китайской жизни на фоне колоритного пейзажа. Композиции создавались группой русских мастеров под руководством Г. Шталмеера, вероятно, по рисункам С. Бароцци, поскольку именно он написан плафон для этого зала, называемый «Союз Европы и Азии», им же были расписаны падуги потолка.
Главенствующее место в декоративном убранстве Портретной занимает живопись портретного жанра. Она представлена двадцатью двумя портретами, принадлежащими кисти П. Ротари, которые А. Ринальди гармонично вписал в интерьер.
Отдельного внимания заслуживают редкостные паркеты Китайского дворца. Изначально при строительстве дворца по проекту Ринальди, пол был выполнен из искусственного мрамора (стюка). Руководил работами итальянский «штукатурных дел мастер» Альберто Джани. В период же с 1771 по 1782 гг. велись работы по замене полов на наборный паркет, который также выполнен по рисункам Ринальди «столярных дел мастерами» И. Петерсеном., И. Шульцом, Я. Ланги и Витте совместно с русскими столярами Зиновьевым, И. Кузьминым, Горшковым, Крашенинниковым, Коноваловым, Колпаковым, Демидовым и другими.
Китайский дворец в Ораниенбауме олицетворял собою эстетические пристрастия и модные влияния 18 в., убранство дворца выполнено с изумительной фантазией и выдающимся мастерством русскими и европейскими художниками и мастерами. Оно не имеет аналогов во всем мире.
Экскурсии в Ломоносове (ораниенбаум)
Что еще почитать?
- Ораниенбаум: день осмотра – год впечатлений
- Ансамбль Большого (Меншиковского) дворца
- Петерштадт
- Ансамбль Собственной дачи
- Собор Михаила Архангела в Ломоносове
- Дворец Петра III
- Большой Меншиковский дворец
- Мартышкинский мемориал
- Павильон «Каменное зало»
- Павильон «Катальная горка»
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Китайский дворец на карте
Расположение объекта Китайский дворец на интерактивной географической карте.
Прокладывайте удобный маршрут!
Другие достопримечательности в Ломоносове (Ораниенбауме)
Большой (Меншиковский) дворец – один из лучших образцов петровского барокко. Кроме самого дворца в ансамбль...
Дворец Петра III, выполненный в стиле рококо, представляет собой небольшое двухэтажное здание, которое напоминает куб....
Ансамбль Собственной дачи состоит из Китайского дворца и павильона Катальная горка. Китайский дворец построен по...
Комментарии