Дворец Саадабад
Иранская культура богата на шедевральные архитектурные сооружения в традиционном стиле. Жемчужиной иранского зодчества считается дворцовый комплекс Саадабад (Majmue ye Sa'dābād), сочетающий великолепные постройки и живописную природу.
Общая информация
Комплекс расположился на плато в предгорьях вершин Дарбанда и Точала. Со всех сторон Саадабад окружен горами, что делает это место еще более впечатляющим. Дворец считается визитной карточкой престижного района Тегерана под названием Шемиран. На площади около 185 гектаров раскинулись:
-
дворцы;
-
зоны отдыха;
-
галереи;
-
музеи;
-
парки.
В период правления династии Каджаров с конца 18 до начала 20 столетий дворец использовался в качестве летней королевской резиденции. Исторически значимым моментом для Саадабада стал 1921 год, когда в стране произошел переворот Пехлеви.
После этого события комплекс был значительно расширен и достроен. Здесь появились новые дворцы, сады и другие места для комфортной жизни царской семьи. С 1922 года комплекс стал официальной резиденцией представителей династии Пехлеви.
В дальнейшем Саадабад не раз расширялся и дополнялся архитектурными элементами. Только во время правления династии Пехлеви на территории комплекса было построено еще 19 дворцов. В них, как правило, экспонировали предметы иранского искусства и культурного наследия.
После революции в Иране дворец перешел в собственность государства и стал его главной достопримечательностью. Сегодня Саадабад является крупнейшим музейным комплексом и неотъемлемой частью культурного наследия Ирана.
Интересное
Дворцы
За многие годы своего существования на территории комплекса появилось множество дворцов, каждый из которых посвящен какому-либо представителю царской династии. Среди наиболее известных дворцов выделяют Белый и Зеленый.
Автор фото: Apcbg. Источник: Википедия
Белый дворец
Этот дворец среди местных жителей также принято называть Национальным. Сооружение было возведено в 1930-х годах с целью проведения торжественных церемоний в случае приезда международных делегаций.
Во время правления Мохаммеда Резы-шаха Пехлеви дворец стал излюбленной резиденцией его семьи. Просторные помещения строения использовались в качестве:
-
столовой;
-
приемной;
-
кабинета;
-
спален;
-
комнат ожидания.
Экстерьер дворца не отличается оригинальностью и построен в традиционном иранском стиле. Однако внутреннее убранство дворца поражает своим великолепием и роскошью.
Сегодня площадь более 5000 квадратных метров занимают 55 комнат, часть из которых функционирует как музейные залы. Гордостью дворца считается уникальная коллекция антиквариата, приобретенная шахом в разных странах.
Также интересна коллекция экспонатов, демонстрирующих искусство таких цивилизаций, как иранская, эскимосская, индийская, африканская, доисламская.
Мебель и интерьер сочетают в себе европейские тенденции и иранский колорит. На стенах можно увидеть четыре росписи крупного размера, которые тематически перекликаются с иранской мифологией.
Второй этаж дворца славится своими непревзойденными коврами, выполненными лучшими восточными мастерами. Лобби устлан шелковым ковром, привезенным из Кашана. Площадь коврового полотна составляет 64 квадратных метра.
В гостиной можно увидеть ковер площадью 122 квадратных метра, сделанный по старинной керманской технологии. В столовой находится ковер 16 века, известный необычным цветочным орнаментом. На изделии вытканы оригинальные цветочные арабески, являющиеся символом процветания власти шаха.
Интерьер украшают такие детали, как статуэтки из слоновой кости, канделябры и фарфоровая посуда, старинная мебель. На стенах развешаны картины, написанные художником Хусейном Тахирзаде Бехзадом в 1942 году. На полотнах изображены сцены из эпических поэм, а также битва Рустама (легендарного персидского героя) с китайским императором.
Зеленый дворец
Еще одна яркая достопримечательность Саадабада — Зеленый дворец, построенный за шесть лет в 1922-1928 годах по проекту архитектора Джафара Кашани. Строение изначально называлось Шахванд до тех пор, пока шах не приказал его реконструировать. Дворец служил для шаха местом, где происходили собрания приближенных к нему лиц.
После реконструкции дворец был покрыт исфаханским мрамором песочного и зеленого оттенков, что придало фасаду особую красоту. Для величественных колонн строители использовали камень, привезенный из Италии.
На двухэтажном пространстве расположены столовая, рабочий кабинет, просторный коридор, спальня, церемониальный зал и гостиная. Жемчужиной дворца считается спальня шаха, инкрустированная зеркальной мозаикой. Благодаря тысяче мельчайших кусочков зеркал создается эффект сияющего потолка и стен за счет преломления света со всех сторон.
Автор фото: sipo. Источник: Википедия
Музеи
На территории комплекса находится несколько музеев разной тематики. Каждый год список музеев расширяется, поскольку культурное наследие Ирана достаточно велико и сосредоточено в основном в музейных залах Саадабада. Наиболее посещаемыми музеями являются:
-
музей каллиграфии;
-
музей воды;
-
музей антропологии;
-
музей ковров.
Музей каллиграфии
Этот интересный музей открыл свои двери для посетителей в 1997 году и расположился в здании дворца принцессы Фарахназ. Музей также называют «музей Эмада» в честь выдающегося персидского мастера каллиграфии, жившего в 17 столетии. Он владел уникальной техникой письма насталик, которая была доступна лишь избранным.
Сокровищницей музея по праву считается коллекция иранской каллиграфии, насчитывающей тысячелетия. Первый этаж занимают экспонаты, относящиеся к доисламской эпохе, включая древние рукописи и тексты. Особую ценность представляют такие образцы письменности, как эламская клинопись, арамейская письменность, тексты на авестийском и среднеиранском языках.
Большая часть экспозиции включает образцы арабской каллиграфии, найденные в разное время. Гордостью музея являются тексты в стиле насх, созданные талантливыми мастерами Ибн Муклой и Мир-Эмада Хасани.
Музей воды
Музей интересен своей тематической направленностью и посвящен различным методам добычи, переработки и очистки природных водных ресурсов.
Музей занимает два здания, одно из которых является дворцом принцессы Лейлы. Рядом с музеем можно увидеть макет ГЭС «Карун-3», запущенной в 2005 году. Мощность станции составляет 2220 МВт, а плотина возвышается на 200 метров.
Второе здание музея является бывшей дворцовой канцелярией, на входе в которую выставлены первые экспонаты. Один из них называется гав-чах и представляет собой глубокий колодец, на дне которого всегда есть холодная и чистая вода. Для того, чтобы добыть воду из колодца, в древности к веревке привязывали быка, способного вытащить из глубины бочку объемом 30 литров. Такой способ добычи воды практиковался в Иране достаточно долго.
Еще один необычный экспонат — вместительная цистерна (аб-анбар), установленная в слои почвы. Такой резервуар использовался для хранения дождевой или питьевой воды. За счет того, что он был в толще земли, вода продолжала быть прохладной долгое время.
Внутри залов музея демонстрируются древние орудия труда для добычи воды из-под земли, чаши и посуда для хранения, оборудование для очистки воды от примесей.
Автор фото: Bernard Gagnon. Источник: Википедия
Музей антропологии
Это место интересно тем, что связано со славянской культурой. Дело в том, что здание музея в начале 20 века спроектировал известный киевский архитектор Владислав Городецкий. Он долгое время жил в Тегеране, поскольку был приглашен американской компанией принять участие в создании проекта центрального вокзала.
После смерти архитектора созданный особняк стали использовать в качестве основного здания для музея антропологии. Главная экспозиция музея посвящена развитию иранского общества, истории и культуры.
В залах выставлены многочисленные сельскохозяйственные орудия труда, старинная одежда, предметы быта, а также архивные документы, содержащие разные законы, которые повлияли на уровень развития социума в стране.
Музей ковров
Ковры издревле занимали важное место в самобытной культуре Ирана. Техники плетения ковров передавались из поколения в поколение, в связи с чем накопилось множество ценных экспонатов.
В 1978 году местные власти приняли решение создать музей, где будут представлены ковры разных эпох и стилей. Инициатором проекта стала императрица Фарах Пехлеви, которая с особым трепетом относилась к традиции иранского ковроткачества.
Основу коллекции составляют ковры, выполненные в период правления династий Каджаров и Сефевидов. Каждый ковер является произведением искусства с изображенным на нем фантастическим миром. Как правило, на иранских коврах можно увидеть растительный орнамент или сцены из жизни императорской семьи, а также исторические события.
Правила посещения
Комплекс открыт с десяти утра до шести вечера ежедневно. Перед посещением следует узнать точную информацию на официальном сайте, поскольку некоторые из зданий могут быть закрыты для массового посещения туристами.
Например, дворец принцессы Лейлы в настоящее время используют в качестве здания, где принимают важных иностранных гостей, включая президентов стран.
В музеях развита гибкая система билетов, позволяющая приобрести как индивидуальное посещение, так и групповое. При этом можно выбрать гида и экскурсию, в процессе которой сотрудник музея подробно расскажет о каждом экспонате. Кроме музеев, можно посетить живописный парк. Для этого нет необходимости платить за отдельный билет.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Дворец Саадабад на карте
Расположение объекта Дворец Саадабад на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Тегерана
Другие достопримечательности в Тегеране
Башня Азади — одна из основных достопримечательностей иранской столицы, олицетворение свободы, возрождения и стремления...
Комментарии