Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре
Церковь Христа Пантократора в Стамбуле также часто называют церковью Христа в Полях или церковью Хора. Слово «Хора» в переводе с греческого обозначает «за городом», что прямо указывает на местоположение этого храма.
Церковь Хора, благодаря своим прекрасным фрескам и мозаикам, считается одной из самых красивых византийских церквей, дошедших до нашего времени.
Храм Христа Спасителя расположен в стамбульском районе Эдирнекапы, который, в свою очередь, находится в западной части муниципалитета Фатих. Эта жемчужина поздневизантийского мозаичного искусства окружена старыми османскими деревянными домами.
Судьба храма Христа Пантократора довольно необычна. Построенный как христианская церковь, он в XVI веке стал мечетью, принимал правоверных на молитву на протяжении 4 столетий, а затем в 1948 году был секуляризован, то есть превращен в светское место. В нем организовали весьма популярный музей, который занимал первые места в списке наиболее интересных достопримечательностей Стамбула, наряду с собором святой Софии и Цистерной Базилика.
К сожалению, в 2020 году христианский храм, как и собор святой Софии, вновь превратился в мечеть. А это значит, что все фрески, которые многие искусствоведы называли самыми значимыми произведениями христианского искусства, оказались недоступны для туристов. Но эти росписи не уничтожены, а все-таки сохранены для потомков.
Ранний исторический период
Историки считают, что первый монастырь Хора появился на месте нынешней одноименной церкви в IV веке. Тогда здание построили за пределами крепостных стен Константинополя, которые возвели при Константине Великом, правителе Византийской империи.
В эпоху императора Феодосия II укрепления вокруг города продлили на запад, поэтому монастырь, расположенный к югу от бухты Золотой Рог, стал частью Константинополя, но не изменил своего названия. Его по-прежнему называли «Хора».
Место, где возвели монастырь Хоры, было выбрано не случайно. Ходили слухи, что именно тут находился некрополь, где был погребен мученик Вавила Антиохийский. Однако есть сведения, что его мощи хранились в Антиохии, а не в Константинополе. Считается, что факт с некрополем был придуман позднее, для придания большей святости месту, где построена церковь Хора.
Первый монастырь был разрушен землетрясением в середине VI века. Поэтому в 558 году, по указу византийского императора Юстиниана, монастырь Хора был восстановлен.
Дальнейшее упоминание монастыря и церкви Христа Пантократора встречается в документах VIII века, которые повествуют о захоронении на монастырской территории патриарха Константинополя Германа I.
В иконоборческий период храм Хора сильно пострадал и почти превратился в руины. Его отстраивали и даже расширили за счет возведения трех новых часовен.
На пару веков о церкви Хора летописцы забывают и вспоминают только в связи с меценатами, вкладывавшими серьезные средства в поддержание религиозного комплекса на должном уровне. Речь идет о представителях династии Комнинов, находящихся у власти в Византийской империи.
В XI столетии значение церкви Хора значительно возрастает из-за ее местоположения. Дело в том, что император Византии Алексей Комнин перебирается из Большого дворца Константинополя во дворец в Эдирнекапы. Эта резиденция сейчас называется Текфур. Она расположена недалеко от церкви Христа Пантократора, поэтому император Византийской империи, а вернее, его теща Мария Дука занялась восстановлением древнего монастыря. Церковь на месте старинного религиозного комплекса появилась в 1077-1081 годах. Храм был посвящен Христу Спасителю, которого всегда почитала династия Комнинов. Рядом с фреской Богоматери и Иисуса есть и изображение Марии Дука, поэтому современные исследователи фресок эпохи Византии могут взглянуть на портрет этой исторической личности.
Через полвека после восстановления храма, проведенного Марией Дука, по неизвестной причине сакральному зданию вновь потребовался капитальный ремонт. Исаак Комнин, младший сын византийского императора Алексея I, произвел его в 1120 году.
Автор фото: Fossa. Источник: Википедия
Интересное
Экскурсии в Стамбуле
Меценат Феодор Метохит
Церковь Хора серьезно пострадала во время владычества крестоносцев в 1204-1261 годах. Когда Константинополь вновь оказался под властью Палеологов, император Михаил VIII выбрал в качестве своей резиденции уже упоминавшийся нами Влахернский дворец, который также именуют дворцом Текфур. Сейчас этот дворец, жемчужина Константинополя, находится в полуразрушенном состоянии.
Византия того периода нуждалась в значимых храмах, поэтому церковь Хоры было решено отреставрировать. Она должна была символизировать новый период в искусстве, который впоследствии получит название палеологовское Возрождение.
Ремонт храма поручили верному слуге Палеологов Феодору Метохиту. Он занимал одну из самых высоких должностей при императоре Византийского царства Андронике II. Феодор Метохит был казначеем императора, его советником и другом. Блестяще образованный человек, он понимал важность мирного сосуществования католиков и православных и всюду продвигал эту идею.
Византия была удивительной страной. Здесь всячески поощрялось меценатство. Считалось, что аристократы, беря под свое покровительство какую-нибудь церковь, совершая богоугодные дела, заботятся о будущем своей души. Поэтому Феодор Метохит стал вкладывать собственные средства в возрождение храма Хора.
Однако времена были непростые. Если о Византии XI-XII веков можно было говорить, что она переживает возрождение, то в XIV столетии Палеологов ожидало государство в состоянии экономического кризиса. Строительство новых светских и религиозных зданий практически прекратилось. Даже богатые люди старались не возводить новые церкви, а расширять старые. Так поступил и Феодор Метохит. Он присоединил к уже имеющемуся храму Хора внешний нартекс и параклессион, то есть придел. Интерьеры новых построек обрели роскошные фрески и мозаики. Росписи на стенах и сводах храма сделали в период между 1305-1320 годами. В 1321 году декорирование храма было полностью завершено.
О работе мастеров того времени нам известно следующее:
- имена художников до наших дней история не сохранила, но высокое качество мозаик, среди которых было и знаменитое «Исцеление Иисусом множества разных больных», говорит о том, что храмом занимались мастера из столицы;
- нартекс не является самым вместительным помещением храма, поэтому художникам приходилось работать на ограниченном пространстве;
- мозаики появились на отдельных участках стен, арочных пролетах, люнетах и в куполах;
- сюжеты фресок и мозаик были узнаваемы и традиционны для церквей того времени: здесь встречались сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа;
- искусствоведы, изучавшие здешние мозаики, пришли к выводу, что мастера иллюстрировали как официальные источники, так и апокрифические.
Когда возрождение храма Хора состоялось, Феодор Метохит понял, что у него всегда будет дополнительное убежище. Меценат презентовал церкви обширную библиотеку и позаботился о том, чтобы иметь при храме собственную комнату.
Когда император Андроник II отрекся от власти, Феодор Метохит оказался в опале. Ему было предписано покинуть Константинополь, но через некоторое время ему разрешили вернуться обратно, но лишили имущества. Поэтому он поселился при церкви Хора и 2 года до самой своей смерти жил там. Его похоронили там же, в усыпальнице храма.
Ближайшие отели от Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре
Османский период
Византия завершила свое существование в 1453 году. В тот год 23 мая пал Константинополь, сдавшись войску султана Мехмеда. Османы не уничтожали завоеванные христианские храмы, а переделывали их в мечети. Такая участь ожидала и церковь Хора. Кстати, в ней проводились христианские богослужения на протяжении 58 лет после завоевания Константинополя. Лишь в 1511 году храм Хора превратился в мечеть Карие.
Мозаики и фрески, на которых были изображены люди, скрыли под слоем штукатурки. Это спасло ценнейшие изображения для потомков.
Мечеть Карие вместо имеющейся колокольни получила минарет. В юго-восточном углу храма появился мраморный михраб. С XVI века до первой половины XX столетия рядом с мечетью существовало и медресе. Несколько раз мечеть Карие ремонтировали, уничтожая повреждения, полученные при землетрясениях.
В 1945 году Стамбул получил новый музей, который открыли в бывшей мечети Карие. 10 лет реставраторы очищали от слоев штукатурки ценнейшие фрески и мозаики. Были открыты для широкой публики и «Анастасис», и «Исцеление Иисусом множества разных больных», и многие другие мозаики.
Современное состояние храма
Храм Христа Спасителя, который чуть больше полувека работал как музей Карие, находился под охраной ЮНЕСКО. Поэтому в 2019 году весь цивилизованный мир был удивлен решением стамбульских властей вернуть этому зданию статус мечети.
Турки на государственном уровне признали указ 1945 года о преобразовании мечети Карие в музей недействительным. В 2020 году бывший монастырь Хора снова стал мечетью. Все фрески были скрыты от глаз правоверных мусульман, которым религия не разрешает изображать людей.
Поначалу власти в Стамбуле говорили, что в свободное от молитвенных часов время туристы все так же смогут посещать новую мечеть, однако это не так. Travel-блогеры отмечают, что фрески и мозаики храма Христа Пантократора в Хоре больше не доступны.
Особенности храма
Храм Христа Пантократора не так велик, как другие византийские церкви Стамбула, - его площадь составляет всего 742,5 м кв. Но он затмевает все остальные церкви красотой своего внутреннего убранства.
Храм Хора состоит из 3 основных частей:
- притвора (нартекса), разделенного на 2 коридора, которые идут друг за другом (стены внешнего нартекса украшены мозаиками с изображением сцен из жизни Христа, а внутреннего – из жизни Богоматери и жития святых);
- главного нефа (наоса), который декорирован тремя куполами, самый большой из которых имеет диаметр 7,7 м (в них тоже можно увидеть мозаики, изображающие персонажей Евангелий);
- боковые часовни (параклезий), одна из которых, та, что расположена с правой стороны, служила императорской усыпальницей; на ее куполе диаметром 4,5 м тоже находятся потрясающие фрески.
Автор фото: Takeaway. Источник: Википедия
Мозаики и фрески
Главное сокровище храма Хора – это мозаики и фрески времен Византии.
Мозаики и фрески церкви Христа Спасителя находятся в относительно хорошем состоянии. Они были обнаружены в начале XX века и ознаменовали поворотный момент в понимании искусства эпохи Палеологов. Мозаики не утратили со временем своей яркости и красочности. Фигуры святых изображены на фоне природных и городских пейзажей, что позволяет больше узнать о той эпохе.
В церкви есть несколько удивительных мозаик. Над дверью в нартекс изображено Успение Девы Марии – коимесис, как называли это событие греки. На мозаике вокруг лежащей Богородицы собрались апостолы. Центральное место занимает изображение Иисуса Христа, пришедшего за Матерью.
Над проходом из нартекса в наос расположена еще одна интересная фреска, где можно увидеть Иисуса Христа, принимающего из рук мецената Феодора Метохита макет церкви Хора.
Другие мозаики и фрески в церкви, на которые нужно обратить внимание:
- на сводах нартекса ищите мозаики-рисунки предков Иисуса Христа, в том числе и Адама;
- под куполом нартекса есть интересные мозаики «Исцеление Иисусом множества разных больных», которые иллюстрируют сцены из Евангелий – исцеление слепого, немого, тещи Петра, кровоточивой женщины, прокаженного, сухорукого;
- нартекс также украшен редким изображением «Первых шагов Девы Марии»;
- на стене нартекса можно увидеть сцену Деисус, на которой, вопреки традициям, нет Иоанна Крестителя (это одна из самых больших мозаик храма Хора);
- тут же следует искать изображение Христа Пантократора, благословляющего верующих;
- в небольшой часовне, использовавшейся как усыпальница для членов византийской императорской семьи, можно найти одну из самых красивых фресок в мире, которая называется «Анастасис», то есть «Воскресение из мертвых».
Внимательный зритель среди религиозных персонажей увидит и несколько светских лиц. Например, на мозаике Деисус около Богородицы изображен сын императора Византии – Исаак Багрянородный Комнин, а возле Христа в облике монахини нарисована королева монголов Меланья.
Экскурсии в Стамбуле
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре на карте
Расположение объекта Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Стамбула
Другие достопримечательности в Стамбуле
Этот главный дворец, откуда 25 султанов управляли огромной Османской империей, раскинувшийся на площади более 700...
Голубая мечеть в Стамбуле впечатляет своей архитектурой, красотой, историческим значением. Хорошо узнаваемые голубые...
Комментарии