Константиновский парк
Константиновский (Стрельнинский) парк представляет собой оригинальное решение темы регулярного приморского парка. Своим появлением он обязан Петру I , а его создание относится к началу 18 века. Некоторое время Стрельнинская резиденция соперничала с Петергофом, поскольку дворец в Стрельне был выполнен с большим размахом, чем даже Верхние палаты Петергофа.
Развивая мысль Петра Великого, по чьему указанию был построен первый деревянный дворец, был создан дворец и сад перед ним, названный Стрельнинским, и переименованный в 19 веке по имени его нового владельца, великого князя Константина Николаевича в Константиновский.
Если считать дворец Петра I маленьким архитектурным знаком, то Константиновский дворец выглядит как монументальный символ в панораме южного побережья Финского залива. Архитектоника дворца и окружающего его ландшафта неразделимы, благодаря бельведеру, который венчает здание, прорезанному арочными проемами, тройной аркаде срединного объема дворца, окнам бельэтажа, из которых видна прекрасная панорама парка, продолжаемого морем.
Экскурсии в Стрельне
Стрельнинский парк занимает территорию площадью 132 гектара и состоит из средней части парка, или центрального района, и боковых, восточного и западного районов. Границами его являются: Финский залив – на севере, Петровский канал – на западе река Жуковка – на востоке, Верхний сад – на юге.
Ближайшие отели от Константиновский парк
Центральный район, занимающий площадь 45 гектаров – это парк первой четверти 18 века. Отличительная его черта – наличие каналов. По оси дворца располагается Средний канал. Он направляет перспективу, которая начинается тройной аркадой дворца, в сторону моря. Два параллельных ему канала, носящие названия Восточного и Западного, четко определяют границы прямоугольной территории. Два поперечных канала связывают друг с другом продольные каналы. Находящийся рядом с прибрежной полосой первый поперечный канал, пересекаясь с центральным каналом, превращается в Кольцевой канал. Подобно оправе, он обрамляет круглый Петровский остров. Второй поперечный канал связывает три продольных канала и является одновременно границей, которая разделяет парк на четыре части. Четыре боскета вписываются в эту водную оправу. Планировка их основывается на пересечениях лучевых и радиальных аллей, с организацией в местах пересечений площадок разной формы и размеров. Боскеты, примыкающие к Петровскому острову, превращаются каналами в острова. Такое сочетание трех геометрически правильных островов — наиболее оригинальный мотив приморских регулярных садов. Интересно, что трактовка сада в качестве острова, некоего земного рая, который отделен от остального мира, была использована впервые в композиционном решении Летнего сада. Каналы пересекают мосты, связанные системой периметральных аллей. Хорошо заметные в плане сада-треугольники, звезды и прочие геометрические фигуры свидетельствуют о регулярном характере планировки парка.
Каналы Константиновского парка – проточные, они подключаются к водоемам, которые были устроены еще во времена Петра, и выходят в залив через Западный канал. Парковые каналы являются одновременно и водными аллеями, которые были предназначены для прогулок на маленьких судах. Разрабатывался даже проект соединения каналами Стрельны и Петергофа. Являясь определяющим элементом планировки парка, каналы обладают значительным декоративным эффектом: их четко организованные, направленные перспективы, которые уходят в пространство залива, оптически соединяют парк и море.
Для Стрельны Петром, в отличие от Петергофа, задумывалась целая система каналов. Свою идею Петр I изложил Б.-К. Растрелли, и тот, приехав в 1716 году в Петербург, сразу же занялся созданием модели Стрельнинского ансамбля. Выполнение масштабной модели шло одновременно со строительством трех каналов, идущих от дворца к морю. В сентябре 1716 года Растрелли сменил Ж.-Б. Леблон.
По проекту Растрелли прорыли Восточный и Центральный каналы, начали – Западный. Леблон же, несмотря на то, что он раскритиковал проект Растрелли, не отменил систему каналов, а положил ее в основу композиции парка. Одновременно с работой Ж.-Б. Леблона над деталями проекта и воплощением своего замысла, в 1718 году итальянскому архитектору С. Чиприани заказали другой проект дворца и сада. Чиприани пользовался чертежами, которые ему прислали из России. Но проект С. Чиприани Петр I не одобрил. Заключительный этап формирования Стрельнинского парка связывается с творчеством Н. Микетти – ему принадлежат проект дворца и решение планировки сада, где им был выполнен второй поперечный канал.
Стрельнинский парк является нижним. Над парком возвышается естественный склон, который венчает дворец. Восточные и западные террасы разделяются на две части спуском. На оси спусков расположены бассейны неправильной формы. В композиции обширных пейзажных частей сочетаются два типа аллей: криволинейные и прямые. Западный район включает большой Треков луг, на южной окраине которого пруды: Мельничий, Форелиев, Карпиев.
Парк в Стрельне впечатляет необычностью замысла, который не имеет аналогов в европейском паркостроении первой половины 18 века. Сегодня Константиновский дворец и парк восстановлены, являются резиденцией Президента.
Экскурсии в Стрельне
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Константиновский парк на карте
Расположение объекта Константиновский парк на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Стрельны
Другие достопримечательности в Стрельне
Комплекс Константиновского дворца находится на реке Стрелка. Он складывался в XVIII — первой половине XIX...
Путевой дворец Петра Великого является самой ранней постройкой в Стрельне, сохранившейся до настоящего времени с...
Комментарии