Храм Бантей-Срей
Вдали от цивилизации, среди густых лесов Камбоджи затаился крошечный храм Banteay Srei. Он расположен рядом с холмом Пном Дей, в 25 км от храмового комплекса Ангкора. Бантей-Срей миниатюрен по масштабу, что нетипично для ангкорской архитектуры. По этой причине храм прозвали «жемчужиной кхмерского зодчества». Теперь все больше туристов приезжают в это место после посещения храмового комплекса Ангкор.
История
Строительство началось в X веке при правлении короля Раджендравармана II. Именно в этот период произошел расцвет Кхмерской империи и ее культуры. По приказу короля начали возводить множество религиозных сооружений в уникальном стиле, в котором сочетались элементы индийской и яванской архитектуры.
Все храмы Ангкора строились монархами, однако Бантей-Срей — исключение. Он был построен в 967 году королевским брахманом Яджнаварахой и его братом Вишнукумарой. Они разместили сооружение на своих частных землях неподалеку от имперской столицы Исварапуры. Яджнавараха был образованным человеком: ученым, священником, врачом, астрономом. Он помогал бедным и больным, а также был наставником сына короля. Все таланты Яджнаварахи пригодились в создании украшений храма, поэтому они выглядят нетривиально и утонченно.
Изначально храму дали название Трибхуванамахешвара, что в переводе с кхмерского означает «Повелитель трех миров». Строение посвящено индуистскому богу Шиве, в честь которого строили храм и возводили лингу в центральном святилище. Позже название поменяли на Banteay Srei, дословно — «Цитадель женщины». Это имя объясняет изысканные детали барельефов и миниатюрный размер постройки, необычный для религиозных сооружений в Камбодже.
В XI веке храм перестроили и значительно расширили. Несколько столетий подряд здесь проходили богослужения, но в XV веке Кхмерская империя распалась, а Ангкор и Бантей-Срей были заброшены. Его обнаружили лишь в 1914 году, когда лейтенант Марек проводил топографическую съемку местности. Географ предположил, что строение относится к XIII-XIV векам из-за резьбы, характерной ангкорскому периоду. Позже было установлено, что храм появился в середине X века, судя по надписям на стенах. Бантей-Срей был открыт последним из всех храмов Ангкора, поскольку он стоит посреди леса, вдали от общего внимания.
Спустя 10 лет французский писатель Андре Мальро попытался украсть из храма 4 статуи апсар, после чего его арестовали. Из-за происшествия разразился скандал, благодаря которому общественность узнала о Бантей-Срей. Тогда же он был расчищен, и в 1930-х годах Анри Маршаль провел масштабную реставрацию методом анастилоза, впервые примененном в храмах Ангкора. Суть этого метода заключается в том, чтобы разобрать сооружение на фрагменты и воссоздать его в подлинном виде. В ходе реставрации похищенные статуи вернулись на свое прежнее место.
В начале 2000-х годов швейцарские и камбоджийские реставраторы совместно установили дренажную систему, чтобы защитить строение от воды. Помимо этого, они защитили стены от деревьев.
С тех пор храм много раз подвергался вандализму и воровству. В конце XX века власти убрали некоторые оригинальные статуи и заменили их копиями, но воры стали нацеливаться и на них. Статую Шивы и Шакти перевезли на хранение в Национальный музей Камбоджи в Пномпене.
Интересное
Архитектурные особенности
Бантей-Срей построен в основном из твердого красного песчаника. У этого материала есть преимущество: он легко поддается обработке, поэтому на нем можно делать резьбу, как по дереву. Этим и воспользовались архитекторы при создании украшений и детализированной резьбы на стенах. Глубокий розоватый оттенок камня придает храму шарм и выделяет его среди остальных храмов Ангкора. Для стен ограждения и некоторых элементов использовались кирпич и латерит.
Храм известен красотой своих фронтонов и перемычек из песчаника. Фронтон — это треугольное пространство над входом в здание. В Бантей-Срей фронтоны выделяются тем, что они значительно крупнее дверных проемов и имеют остроконечную форму. Впервые в истории кхмерской архитектуры на фронтонах изображены сцены из индуистской мифологии.
Перемычка — это горизонтальная балка, которая располагается над дверным проемом и удерживает вес вышерасположенной конструкции. Перемычки в Бантей-Срей украшены изящной резьбой, по качеству не уступающей перемычкам в стиле Преах-Ко IX века.
Почти каждый дюйм храма покрыт декорациями. На резьбе изображены изящные девушки с цветами лотоса в руках, а также захватывающие дух сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата.
Эти декоративные элементы заслуживают особого внимания:
-
Кала — зубастый монстр, символизирующий время;
-
Дварапала — вооруженный защитник храма;
-
апсары — девушки со сверхспособностями, духи облаков и воды;
-
наги – змееподобные существа с девятью головами;
-
деваты — полубоги и полубогини;
-
фальшивые двери;
-
колонны.
Резные барельефы в этом храме – не просто скульптуры из камня. Их можно сравнить с тонкой ювелирной работой или резьбой по дереву.
Структура
Храмовый комплекс состоит из трех концентрических ограждений, ориентированных на восток. Внутри находятся две библиотеки и три башни: центральная образует святилище, а две другие служат дополнением.
Дорога внутрь здания проходит возле внешней гопуры — надвратной башни. Раньше она была частью стены, которая окружала город Исварапуру. На восточном фронтоне гопуры изображен Индра, несущийся на трехголовом слоне Айравате.
Далее дорога ведет к третьему ограждению, самому дальнему. По обе стороны аллеи располагаются разрушенные галереи со столбами из песчаника. Они приводят к трем длинным помещениям и зданию с одной комнатой. Вход в здание обрамлен фронтоном, где Вишну в виде бога-льва держит Хираньякашипу вверх ногами и разрывает его грудь. Возле входа стоит камень, на котором изображены семь женщин-богинь и Ганеша.
Третье ограждение окружено стеной из латерита, которую пробивают гопуры на восточном и западном концах. Большинство фронтонов восточной гопуры не сохранилось, кроме одного с эпизодом из Рамаяны – он лежит на земле. Западный фронтон находится в Музее Гиме в Париже.
Между третьим и вторым ограждениями располагается ров, через который проходит дорога и тем самым делит его на две части. По этой тропе можно пройти ко второму ограждению с двумя гопурами. Западная гопура украшена интересным барельефом, изображающим поединок принцев обезьян Вали и Сугривы. Латеритные галереи, которые раньше заполняли вторую ограду, частично обрушились.
Между гопурами на разрушенной внутренней стене находятся здания первого ограждения: южная и северная библиотеки, а в центре них – святилище, расположенное на Т-образной платформе. Эти части храма украшены наиболее экстравагантно, и их лучше всего отреставрировали. В 2010 году первый корпус снова открыли для посетителей, но внутренние помещения огорожены веревками и недоступны.
Как добраться
Бантей-Срей находится примерно в 32 км к северо-востоку от Сиемрипа. Туристы останавливаются в этом городе и уже оттуда добираются до храма. На протяжении всей дороги стоят указатели, поэтому поездка на машине займет около 35 минут. Можно заказать такси, арендовать тук-тук или сесть на попутный экскурсионный автобус.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Храм Бантей-Срей на карте
Расположение объекта Храм Бантей-Срей на интерактивной географической карте.
Прокладывайте удобный маршрут!
Другие достопримечательности в Сиемрипе
Ангкор-Ват по праву признан восьмым чудом света и считается одним из величайших храмовых комплексов...
Ангкор Тхом («Великий город»), расположенный на территории современной Камбоджи, был последней и наиболее укрепленной столицей...
Национальный парк Пном-Кулен находится в одноименном горном массиве на территории провинции Сиемрип. Этот район во...
Комментарии